Таможня "изобретает" подпись

Государственный таможенный комитет начал в Москве эксперимент по внедрению электронной цифровой подписи. В Петербурге декларирование с использованием такой подписи уже было внедрено и прекращено 2 года назад.

<BR><BR>Государственный таможенный комитет начал в Москве эксперимент по внедрению электронной цифровой подписи. В Петербурге декларирование с использованием такой подписи уже было внедрено и прекращено 2 года назад.<BR><BR>Участники внешнеэкономической деятельности считают, что петербургский "электронный Верещагин" (именно так прозвали систему таможенники) уже доказал свою эффективность. Московский же эксперимент "закрыт" для сторонних участников.<BR>Как уверены таможенные брокеры, собственной программы по электронному декларированию в ГТК нет. Следовательно, были привлечены сторонние разработчики. Однако разработчик петербургской модели хотя бы известен. Московской -- засекречен.<BR>Как сообщил "ДП" один из сотрудников ГТК, для этого привлекалась петербургская фирма. Какие средства и из каких источников ушли на разработку и внедрение заказа, ГТК не разглашает.<BR>Пока неясно, как и когда "московская" цифровая подпись заработает на Северо-Западе России.<BR>Как сообщили корреспонденту "ДП" в пресс-службе СЗТУ, специалисты управления следят за столичным экспериментом. О повсеместном внедрении речи пока не идет -- слишком много проблем технического характера.<BR><BR><B>Московский эксперимент</B><BR>25 ноября 2002 система электронного декларирования с использованием электронной цифровой подписи была введена на таможенном посту "Каширский" Московской южной таможни Центрального таможенного управления.<BR>Первой электронным способом была задекларирована партия товара (упаковочный материал для пищевых продуктов) шведской компании Tetra Pak, которая осуществляет крупные инвестиционные проекты в России. Процесс оформления занял всего 20 минут.<BR>Как сообщает пресс-служба ГТК, путь к комплексному освоению в таможенной службе информационных технологий открыл Закон об электронной цифровой подписи, который был принят в начале 2002 года. Электронное декларирование является важным элементом федеральной целевой программы "Электронная Россия".<BR>В ГТК уверены, что ускорение и упрощение таможенных процедур при использовании электронной цифровой подписи даст им возможность значительно повысить товарооборот и сократить накладные расходы.<BR>Главное преимущество электронного декларирования -- безбумажная технология, позволяющая упростить и ускорить таможенное оформление, минимизировать накладные расходы. С помощью электронного декларирования импортер непосредственно не общается с таможенным инспектором. Декларант, имея доступ к узлу обработки информации, заполняет таможенную декларацию, снабжает ее электронно-цифровой подписью, вводит другие необходимые сведения и направляет всю эту информацию в виде авторизованного сообщения в адрес регионального таможенного органа. Наличие цифровой подписи предполагает, что данные сведения имеют юридическую силу. Получив от участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) электронную декларацию, таможенный инспектор проверяет заявленные сведения и принимает решение о выпуске товара в свободное обращение.<BR><BR><B>Петербургский опыт</B><BR>Петербург -- первый субъект Федерации, где уже проходит на таможнях апробацию комплексная система, позволяющая, в частности, заниматься передачей и получением подобных электронных грузовых деклараций.<BR>Пионером среди российских таможен в разработке систем для передачи электронных данных стало СЗТУ.<BR>По его заказу ЗАО "ЭКСИ-Банк" разработало комплексную систему автоматизации таможенной деятельности "АИСТ РТ-21". Как считают участники ВЭД, система вполне успешно работала на пяти таможнях Северо-Западного региона: Балтийской, Выборгской, Пулковской, Санкт-Петербургской и Северо-Западной акцизной. <BR>Однако в 2000 году эксперимент был прекращен без объяснения причин.<BR>По мнению таможенных брокеров, проект закрыли, вероятно, из-за того что его разработчики "не сошлись в финансовых вопросах". В ЗАО "ЭКСИ-Банк" не стали комментировать причины ликвидации "электронного Верещагина", сообщив, что о новом эксперименте ГТК им ничего не известно.<BR><B>Эксклюзивный список</B><BR>По словам брокеров, московский эксперимент отличичается от петербургского "закрытостью". <BR>Основные претензии брокеров к московскому эксперименту заключаются в том, что ГТК не дает информации, допуск сторонних участников к проекту под вопросом, нет открытых форматов. "Это эксклюзивная технология для некоторых", -- уверены некоторые из таможенных брокеров. ГТК не отрицает, что к проекту будут допущены избранные. Как сообщает пресс-служба ГТК, на первом этапе развития этой системы к электронному декларированию будут допущены лишь те участники ВЭД, которые обладают определенными программными и аппаратными средствами. Кроме того, они должны быть законопослушными импортерами с "чистой" таможенной "историей", строго соблюдать таможенное и налоговое законодательства.<BR><BR><B>Комментарий</B><BR>Начальник таможенного поста "Каширский" Московской южной таможни Центрального таможенного управления Валерий Селезнев:<BR>"Все запланированные работы еще не выполняются в полном объеме, и говорить об итогах, пусть и предварительных, можно будет только спустя определенное время. Тем не менее использование электронной цифровой подписи даст возможность значительно повысить товарооборот и сократить накладные расходы. Оформление груза можно реально сократить до 30 минут. Стоимость внедрения такой системы -- коммерческая тайна". (В.Л.)<BR><BR><B>Мнения</B><BR>Владимир Волошин, генеральный директор ЗАО "Фиро" (деревообработка и экспорт древесины):<BR>"На мой взгляд, все эти разговоры останутся пустыми разговорами, мы их слышим уже 10 лет. Экспортные грузы оформляются еще попроще, а импортные -- неимоверно долго, несмотря на то что мы ввозим не ширпотреб, а запчасти для техники. Система настолько сложна, что отсутствие или наличие электронной подписи ничего не решает. Действительно, на Западе электронный документооборот широко используется при таможенном оформлении. Но там, вообще ни в одной стране, нет такой таможенной системы, как у нас. Допустим, вам нужно в день отправить 10 машин с березовым балансом. Однотипный груз через один таможенный пост. На каждую отправку вам придется нести весь пакет документов, да еще по две копии -- вот такую пачку бумаги. А от новых компьютерных программ одни проблемы. Вводят их на таможне внезапно, без предупреждения. Приходишь, а тебе такой сюрприз: все нужно оформлять по-новому".<BR><BR>Сергей Блохин, начальник отдела сбыта ОАО "Красный Выборжец":<BR>"Если электронная подпись начнет применяться, то это будет прямой противоположностью всей нынешней политике ГТК. Сейчас, наоборот, бумажные ГТД, счета-инвойсы даже должны быть заверены нотариально. Конечно, электронная подпись -- это хорошо; но наверняка, как и все новое, она будет внедряться очень долго. К тому же у бумажного документооборота есть ряд специфических преимуществ.<BR>Например, если "бумажки" можно как-то откорректировать прямо на месте, в таможне, то для исправления электронных документов придется ехать обратно на завод. И еще один момент -- бумажные документы предполагают работу с конкретным брокером, конкретным сотрудником таможни, а электронные могут попадать неизвестно кому".<BR><BR>Алексей Кедрин, руководитель пресс-службы ОАО "Пивоваренная компания "Балтика":<BR>"Если ГТК будет внедрять на таможне методы, которые смогут ускорить прохождение грузов, то компания непременно будет пользоваться нововведениями". (К.Ф.)