00:0025 ноября 200200:00
345просмотров
00:0025 ноября 2002
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) вряд ли облегчит российским поставщикам пушнины доступ на мировой рынок. Наоборот, зарубежные производители сами рассматривают Россию как выгодный рынок сбыта своей продукции.
<BR><BR>Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) вряд ли облегчит российским поставщикам пушнины доступ на мировой рынок. Наоборот, зарубежные производители сами рассматривают Россию как выгодный рынок сбыта своей продукции.<BR><BR>Специалисты отмечают, что существующий в России меховой рынок отличается хаотичностью. Отсутствие налаженной системы продаж сырья приводит к тому, что значительные объемы производства и продаж остаются неучтенными. Мелкие производители меховой одежды и некоторые посредники предпочитают закупать сырье напрямую у зверохозяйств. Результатом становятся непредсказуемое качество готовых изделий, несбалансированный ассортимент и зачастую необоснованные цены на мех.<BR><BR><B>Мир меха</B><BR>Необходимо сразу оговориться, что в мировом объеме "меховых" продаж "погоду делает" звероводческая, или клеточная, пушнина. Доля промысловой пушнины невелика. В СССР пушной промысел в лучшие годы ежегодно давал не более 10% производства пушнины в стране.<BR>Почти вся произведенная в мире звероводческая пушнина (95%) реализуется на международных пушных аукционах. Сезон продаж, в течение которого проводится около 20 аукционов, длится с декабря по сентябрь. Общий объем мировой торговли звероводческой пушнины всех видов в сырье оценивается примерно в $1 млрд в год.<BR>Международный пушной рынок глубоко интегрирован. Шкурки норки, произведенные в Дании или Финляндии, до готового изделия могут побывать в нескольких странах, где осуществляются их продажа, выделка, окраска. Основными покупателями на аукционах сегодня остаются фирмы из Великобритании, Италии, Кореи, Гонконга, Китая и США. Крупнейшими центрами по выделке и крашению считаются Италия, Франция, Германия, в последние годы -- Китай. Готовые изделия реализуются по всему миру через оптово-розничную сеть многочисленных специализированных меховых салонов, универмагов и модных бутиков. По оценке Международной пушной торговой федерации, оборот международной пушной торговли готовыми изделиями из меха, включая изделия с отделкой, составляет более $10 млрд в год.<BR>Основными видами звероводческой пушнины считаются норка, песец и лисица. Основными странами -- производителями норки остаются Дания, США, Нидерланды, Финляндия, Швеция, Канада и Китай. На долю России приходится около 10% мирового производства шкурок норки. Это не так много, если вспомнить, что доля СССР на мировом рынке достигала 30%.<BR>По шкуркам песца лидирует Финляндия (2 млн шкурок, или 50% мирового производства). Другие лидеры -- Китай (900 тысяч шкурок), Норвегия (350 тысяч), Польша (220 тысяч). России также принадлежит около 10% мирового производства норки (380 тысяч шкурок). По данным Европейской ассоциации звероводов, на долю Европейского Союза приходится около 67% мирового производства норки и 70% -- песца и лисицы.<BR><BR><B>Битва за Россию</B><BR>До 1940-х годов во внешней торговле СССР пушнина занимала одно из трех первых мест, уступая лишь экспорту пшеницы и в отдельные годы -- нефтепродуктов. Пушное звероводство в СССР достигло расцвета к середине 1980-х годов. В год производилось до 18 млн шкурок норки.<BR>За последнее десятилетие российская пушнина сдала свои позиции на мировом рынке. Резкий спад производства в несколько раз сократил объемы продаж клеточной пушнины. Сейчас звероводство России находится в кризисном состоянии. В последние годы российские звероводы практически прекратили экспорт своей продукции, которая в основном реализуется на внутреннем рынке.<BR>В 1960-70-е годы крупнейшим потребительским рынком мира были европейские страны. Однако члены различных групп защиты животных, призывавшие европейцев не носить меховые изделия, постепенно сформировали общественное мнение. В последние годы потребительский спрос на меховые изделия смещается из Европы в Россию, Китай и Корею. Впрочем, за последние 5 лет европейцы снова стали обращать внимание на мех. Ведущие модельеры мира начали включать в свои коллекции изделия из меха. Меховой рынок стал активизироваться в Италии, Испании, Австрии и Швейцарии.<BR>На внутреннем рынке готовых меховых изделий российские производители также испытывают жесткую конкуренцию со стороны импорта. В сегменте дорогих моделей рынок почти полностью принадлежит европейским производителям, в сегменте средних и дешевых изделий отечественным производителям приходится испытывать напор товаров из Греции и Турции.<BR>Емкость российского рынка пушнины оценивается в $2,5 млрд в год. Только 30% потребности рынка в настоящее время покрывается за счет отечественного производства. Остальная пушнина -- импортная. Из 200 зверохозяйств, работавших в СССР, сейчас функционируют около 50.