Питие виски определяет сознание

"Сейчас начнем пробовать", -- торжественно сообщил Александр Перваков, методично доставая бутылку за бутылкой из пузатого кожаного портфеля.

<BR><BR>"Сейчас начнем пробовать", -- торжественно сообщил Александр Перваков, методично доставая бутылку за бутылкой из пузатого кожаного портфеля.<BR><BR>Портфель навевал что-то о младших научных сотрудниках, которые во время оно носили в подобных саквояжах бутылку и закуску. На столе уже стояло шесть бутылок с виски, а закуска все не появлялась. "Я придерживаюсь шотландского правила трех НЕ: не закусывать, не разбавлять, не охлаждать", -- объяснил Александр, председатель первого Российского клуба ценителей виски.<BR><BR><B>Первая ночь</B><BR>Председатель клуба Александр Перваков, бывший директор сети ресторанов Сarrolls, бывший директор кафе "Богартc", а ныне, как он говорит, ищущий философ, виски в первый раз в своей жизни попробовал всего 3 года назад. Соратники, члены клуба, уверяют, что до этого Александр практически не пил, только пиво, а к водке вообще всегда был равнодушен. Зато после знаменательного события первой дегустации он заразил любовью к виски уже около 50 человек. Все они готовы вступить в клуб ценителей, который вот-вот будет официально зарегистрирован как общественная организация.<BR>"На самом деле, когда я первый раз попробовал виски, он мне не понравился, мы потом купались в заливе, а это было 1 января, и вообще, было тяжело", -- сознается Александр. Позже в кафе "Богартc" ему пришлось попробовать около 25 сортов виски, и вот тогда наступило настоящее понимание напитка. "Кафе названо в честь актера Хэмфри Богарта, а он был известен любовью к виски. Когда разрабатывали концепцию кафе, пришлось учитывать и это. Я придумал, что надо создать карту виски, но, чтобы что-то написать в меню, пришлось самому все попробовать, не будешь же просто переписывать этикетки", -- рассказывает предысторию самый большой ценитель этого крепкого напитка в Петербурге.<BR><BR><B>Народная марка</B><BR>Сегодня у Александра Первакова дома такая коллекция виски, что хватит на всех любителей из зарождающегося общества по бутылочке. "Раньше у меня было около 90 бутылок в коллекции, но постепенно что-то выпивается, осталось около 50", -- рассказывает он. Кроме того, председатель клуба всегда возит с собой пресловутый портфель, чтобы было чем угостить собеседника. "Дома у меня, куда я ни протяну руку, что-нибудь в нее обязательно попадется", -- смеется он.<BR>Однако выпивать в компании единомышленников -- отнюдь не цель создаваемого клуба, даже совсем наоборот. Члены клуба говорят, что выпить они и так могут, а вот нести культуру пития виски в народ можно только сообща.<BR>Организатор алкогольного движения сетует главным образом на бедный ассортимент напитка в городе, говорит, что каждая торгующая компания привозит максимум 40 сортов, причем большинство из них -- дешевые трехгодичные виски, которые годятся в основном только для коктейлей, такие, как Johnnie Walker Red Label.<BR>Продвигать культуру пития любители виски собираются во время акций в различных петербургских клубах. Кроме того, в планах общественного объединения -- помогать клубам с закупкой как можно большего числа сортов. "Мы планируем выходить и на самих производителей, а в перспективе, конечно, мечтаем о том, чтобы создать свой брэнд. Я вообще считаю, что Ленинградская область -- это самое подходящее место в России для производства виски. У нас есть торфы, у нас мягкая вода, и почва пригодна для выращивания солода", -- распространяется Александр Перваков.<BR><BR><B>О вкусах не спорят</B><BR>Торфы нужны для просушки зерна, когда виски делается по шотландской технологии. Вообще между шотландцами и ирландцами идет извечный спор о том, кому принадлежит первенство в этой отрасли. Похоже, что побеждает Шотландия, на сегодня здесь около 400 вискокурен. Интересно, что многие из них принадлежат японцам. Японцы так полюбили этот напиток, что стали самыми активными потребителями виски в мире.<BR>У ирландцев всего пять вискокурен, и их виски можно отличить по более мягкому вкусу. Хотя это непрофессионалы различают виски только по твердости или мягкости. Александр Перваков рассказывает, что для описания напитка профессиональные дегустаторы используют 12 слов. "К моему большому сожалению, я еще не освоил технику словесного описания, но мы планируем поехать поучиться", -- рассказывает петербургский гуру. Зато господин Перваков очень хорошо различает разные виски: односолодовый и купаж, трехгодичные, 12-летние, 18-летние, 20-летние, 40-летние и даже 60-летние. "Мне не нравятся купажи, то есть смеси различных виски, потому что это уже произведение человека, который по своему усмотрению создает определенный напиток. Односолодовый виски -- это единственный и неповторимый напиток", -- объясняет Александр.<BR><BR><B>Главное -- история</B><BR>Членом клуба ценителей может стать любой желающий, никаких денежных взносов не предполагается, единственное условие -- полезность общему делу. Господин Перваков считает, что нет смысла собирать больше 100 людей в клубе, главное, чтобы это были единомышленники.<BR>А поразмыслить членам клуба есть над чем. Виски, как любой благородный напиток, оброс множеством легенд и историй. Например, известно, что виски Bunnahabhain, который делают на острове Айлэй, имеет соленый привкус. Получается он из-за того, что бочки с напитком хранят прямо на берегу моря, и во время прилива соленая морская вода заливает их.<BR>Некоторые другие сорта виски принято выдерживать в бочках из-под других напитков, например хереса, или мадеры, о чем зачастую свидетельствует этикетка.<BR>Даже стаканы, так называемые хайболы, из которых принято пить виски повсеместно, имеют свою историю. Их придумали на Диком Западе, где из-за нехватки стаканов в барах виски разливали в бутылки, от которых отбивали верхушку. От бутылки у хайболов осталось массивное донышко. "Но это все американцы придумали, а на самом деле виски пьют из кружечки с двумя ручками", -- опровергает один из мифов петербургский знаток.<BR>В недрах петербургского клуба уже родилась своя теория. "Я считаю, что виски намного больше соответствует менталитету и духу россиян, нежели, например, коньяк. Коньяк делают из винограда, который во многом состоит из воды, то есть холодного продукта. А виски делают из ячменя, теплого зерна, что более близко северным народам", -- подытоживает Александр.