00:0011 ноября 200200:00
6просмотров
00:0011 ноября 2002
Многие крупные компании сегодня инвестируют значительные средства в автоматизацию бизнес-процессов. Тем не менее около половины проектов успешными не являются.
<BR><BR>Многие крупные компании сегодня инвестируют значительные средства в автоматизацию бизнес-процессов. Тем не менее около половины проектов успешными не являются.<BR>Как заверяют эксперты, конкурентное преимущество в ситуации огромных информационных потоков определяется созданием эффективных человеко-машинных систем, где 80% определяют технологии, и лишь 20% -- психология (ценности, приоритеты, ответственность, изменения и пр.).<BR><BR><B>Автомат Калашникова</B><BR>Многие компании переживают сегодня "пубертатный период", когда в организме происходят неизбежные изменения, которые необходимо контролировать. Как правило, сигналом для топа является снижение управляемости компании, что происходит в момент роста оборотов, когда необходимо поддерживать целостную модель, позволяющую не развалить компанию на "государства в государстве". Внедрение подобных систем часто происходит в ключевые моменты для компании. Например, при смене собственника (компания "Дарья") или при выходе на федеральные масштабы (компания "Тинькофф").<BR>По словам Петра Сычева, руководителя IT-проектов компании "Дарья", возрастающий интерес к информационным системам управления объясняется ужесточением требований к бизнесу в целом. Требование доходности бизнеса теперь дополняется требованием его управляемости. "Крупный собственник, жаждущий привлечь инвесторов, видит, что последние отдают предпочтение не интуитивному, а стратегически управляемому бизнесу. И он пытается приобрести крупную и дорогую систему класса "А", которая хотя и может вселить в инвесторов уверенность в серьезности его намерений, но не может гарантировать построение управляемого бизнеса. В этом и состоит причина неудач большинства проектов внедрения таких систем. Управляемость бизнеса нельзя купить в одночасье, она строится и достигается постепенно, от простого к сложному, -- размышляет Петр Сычев. -- А информационные системы лишь помогают в этом. Внедрение информационных систем не может быть самоцелью, поэтому следует постоянно выверять задачи проекта относительно целей бизнеса. Это единственный путь успешного внедрения".<BR><BR><B>Съезд делегатов</B><BR>Для чего нужны системы? Эксперты хором говорят: чтобы бизнес был прозрачным, снизились трансзакционные издержки между подразделениями, а менеджер сосредоточился на стратегии посредством "автоматического" делегирования. По словам Людмилы Журавлевой, генерального директора ОАО "Энергетическая компания "Феникс Холдинг", автоматизация, в частности, финансового учета необходима для консолидации достоверной информации, доступной менеджменту компании в режиме он-лайн. Это позволяет своевременно принимать более качественные решения. "Правильно сбалансированная система контроля входящей информации, в идеале, делает ее практически неуязвимой для того, что мы называем человеческим фактором, -- ошибки достаточно быстро выявляются, -- говорит Людмила Журавлева. -- К настоящему времени у нас автоматизированы все управленческие процессы -- бухгалтерский учет, планирование бюджета и контроль за его исполнением и пр. Следующая задача -- автоматизация производственных процессов и работы флота. Сейчас мы выбираем партнера для этой работы. С этой целью проводится тендер, который мы планируем завершить примерно через неделю".<BR>Между тем, по словам Петра Сычева, параллельно с внедрением системы необходимо проводить реорганизацию предприятия. Если между отделами останутся нестыковки, процесс может затянуться, а деньги -- уйти в песок. Есть пример, когда компании пришлось увеличить бюджет в 5 раз, а вместо одного года потратить на внедрение 4.<BR>"Такие системы должны окупаться в течение 3-4 лет, -- считает Олег Безденежных, директор по экономике и финансам ОАО "СПб картонно-полиграфический комбинат". -- В противном случае они не окупятся никогда". По его мнению, основные бизнес-функции, которыми должна управлять система, -- это управление запасами, дебиторско-кредиторской задолженностью и затратами. На первом этапе внедрения сокращения персонала обычно не наблюдается, напротив, его становится больше -- для заполнения системы информацией, зато в идеале со временем издержки за счет персонала уменьшатся. "Внедрив систему, мы планируем сократить запасы до 15-20%, дебиторскую задолженность -- до 5-10%. На сегодняшний момент мы уже снизили эти показатели до 7-10% и 2-5% соответственно. Кроме того, стала более активной работа с авансами", -- рассказывает Олег Безденежных.<BR><BR><B>Жить стало веселее</B><BR>Успешное внедрение системы компенсирует громоздкость предприятия, позволяя ему быстро адаптироваться под потребности рынка. Тем не менее более половины подобных проектов успешными не назовешь.<BR>Кроме вышеназванных причин IT-специалист одной петербургской компании заметил, что, как правило, привлеченные компании, внедряющие продукт, владеют только техническими вопросами, не понимая специфики бизнеса.<BR>Олег Безденежных, который руководил внедрением системы на своем предприятии 3 года, считает, что 60% успешного внедрения -- это жесткая позиция руководства и использование им данных системы. Если руководитель продолжает пользоваться "бумажками", система будет существовать отдельно, а предприятие -- отдельно.<BR>