Налоги больше не снижать, Президент сказал

Налоговая реформа, затеянная Правительством РФ, в скором времени может прекратиться.

<BR><BR>Налоговая реформа, затеянная Правительством РФ, в скором времени может прекратиться.<BR>И намерения реформаторов -- помочь российским предпринимателям развивать бизнес и поднимать национальную экономику -- могут не воплотиться в жизнь.<BR><BR><B>Налоговый маятник</B><BR>Налоговая реформа идет по принципу: от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Снижая налог в одном месте, в другом его поднимают. Российское Правительство снижает прямые налоги и повышает косвенные, чтобы у налогоплательщиков оставалось меньше возможностей уклоняться от выполнения гражданского долга.<BR>Так, с начала 2002 года снизили ставку налога на прибыль и тут же ввели НДС на лекарства и книги.<BR>Основной доход российскому бюджету дают косвенные налоги (НДС и акцизы). И именно их предприниматели хотели бы снизить в первую очередь. Например, снижение ставки НДС даже на 3% даст компании увеличение прибыли на 10%, если она не снизит цены, не увеличит расходы и сохранит объем продаж.<BR>Правительство пока не готово ни поднимать, ни снижать НДС. С акцизами все сложней: в следующем году на некоторые товары их поднимут (см. табл.).<BR><BR><B>Цены вырастут или нет</B><BR>Намерение чиновников повысить акцизы на моторное топливо тут же вызвало бурную реакцию со стороны производителей и продавцов бензина. Они уверяют, что из-за этого к середине 2003 года средняя цена "автомобильного корма" увеличится чуть ли не в 1,5 раза. Как следствие, подорожает транспорт. А рост тарифов на грузоперевозки повлечет за собой подъем цен на остальные товары.<BR>В Правительстве считают иначе. Четверть розничной цены топлива составляет акциз, его увеличение на 45% не должно привести к значительному росту цен. Они, конечно, могут из-за акциза подняться на 10-11%, а остальной подъем -- инициатива топливных компаний.<BR>Члены Правительства объясняют это тем, что с начала 2002 года бензин подорожал на 25%. И ни налоговые, ни другие действия государства на это не влияли.<BR>Аналогичные трения происходят обычно на любом другом рынке подакцизных товаров -- пиво, водка, табак и т.д.<BR>Но, как правило, резких скачков цен, которыми пугают производители, не происходит.<BR>Алкогольный рынок cейчас находится в ожидании увеличения акцизов. Поставщики крепких спиртных напитков ждут увеличения ставки налога, хотя никто из государственных деятелей пока не предпринимал никаких действий в этом направлении. Просто алкогольщики думают: раз на пиво акциз подняли, значит, на водку тоже поднимут. Так и планируют.<BR><BR><B>Хотят, но не получается</B><BR>С прямыми налогами ситуация обстоит сложней. Предприниматели находят массу законных способов уйти от уплаты налога. Вот Правительство и отменяет ненужные льготы, чтобы прикрыть лазейки.<BR>Так, с 1 января 2002 года предприятия лишились инвестиционной льготы по налогу на прибыль. В Минфине и Минэкономразвития РФ полагали, что, если отменить льготу и при этом снизить ставку налога с 35% до 24%, ввести режим ускоренной амортизации, расширить список расходов, включаемых в себестоимость, то количество предпринимателей, открыто показывающих прибыль, увеличится. Да и сама прибыль компаний должна вырасти. Следовательно, подрастут (по крайней мере, не снизятся) налоговые поступления.<BR>Однако пока органы статистики фиксируют падение прибыли и инвестиционной активности компаний. Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф заметил, что собираемость налога на прибыль в России в первой половине 2002 года снизилась на 13 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.<BR>Некоторые экономисты видят причину этого именно в отмене инвестиционной льготы. Пользуясь ею, налогоплательщик мог не платить налог с половины налогооблагаемой прибыли в том случае, если инвестировал средства в развитие бизнеса. То есть то же самое, если бы предприятие внесло в бюджет налог по ставке 17,5%, а не 35%. Теперь же бухгалтеры стараются увеличить себестоимость, чтобы снизить налогооблагаемую прибыль и сумму налога.<BR>Но, несмотря на отрицательную динамику поступлений в бюджет налога на прибыль, Правительство пока не намерено восстанавливать инвестиционную льготу. Вице-премьер Правительства РФ, министр финансов Алексей Кудрин убежден, что ликвидация льготы с 2002 года была правильным шагом. Снижение уровня инвестиций в российской экономике в начале текущего года, вызванное отменой льготы, преодолено. И к середине 2002 года инвестиции начали расти.<BR><BR><B>Страшно подумать</B><BR>Реформаторы хотят снизить ставку единого социального налога (ЕСН), но не скоро, а может, и никогда.<BR>Базой расчета этого налога служит фонд оплаты труда предприятия. Но из-за того, что выплачиваемая сотрудникам заработная плата может в десятки раз превышать начисленную, чиновники опасаются трогать ЕСН.<BR>От собираемости этого налога зависит судьба многих социальных расходов государства, например, по обязательным медицинскому, социальному страхованиям. Поэтому когда и как его изменят -- пока никто не знает. На этот счет существует два мнения.<BR>Первое мнение -- не менять ставку налога. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), а вслед за ним фонд заработной платы предприятий будут расти. Соответственно, увеличатся налоговые отчисления. И это заставит предпринимателей задуматься -- как и где заменить людей машинами, чтобы сэкономить на налоге.<BR>Другое мнение -- снизить налог, просто потому что его доля в общей сумме налоговых выплат при существующей системе расчета на некоторых предприятиях достигает 20%. А это, по мнению некоторых экономистов, очень много. Что и заставляет предпринимателей укрываться от налога, занижая размер заработной платы. И кроме МРОТ предпринимателей ничто не ограничивает в занижении налоговых выплат.<BR><BR><B>Все хорошее впереди</B><BR>С 31 августа 2002 года Правительство ввело в действие главу 28 Налогового кодекса РФ -- "Транспортный налог".<BR>Этот налог с 1 января 2003 года заменит "Налог с владельцев транспортных средств" и "Налог на пользователей автомобильных дорог".<BR>Новый налог -- региональный и вводится на территории субъекта Российской Федерации его законодательным органом власти.<BR>Не позднее 1 декабря этого года каждый из субъектов РФ должен определиться, насколько необходимо введение транспортного налога, и принять соответствующее решение о его введении. Иначе брать налог в следующем году будет нельзя.<BR><BR><B>Перспектива роста</B><BR>Первые результаты налоговой реформы в России многим государственным деятелям не понравились: поступления в бюджет не оправдывают ожиданий.<BR>Начиная с августа текущего года Министерство РФ по налогам и сборам констатирует, что казна государства недополучает денег (см. табл.).<BR>Даже Президент РФ, посмотрев на это, усомнился в правильности выбранного реформаторами пути. В конце сентября Владимир Путин заявил, что Россия подошла к черте, за которой налоги снижать нельзя.<BR>В общем, противники налоговых преобразований "набирают вес", и планы реформаторов по снижению налогового бремени рискуют остаться на бумаге. Для этого есть и объективные причины -- неблагоприятные для России прогнозы изменения конъюнктуры мирового рынка энергоносителей.<BR>Именно от цен на газ и нефть во многом зависит состояние отечественной экономики и наполняемость бюджета. Если цены на нефть в следующем году, как прогнозируют многие аналитики рынка, начнут стремительно снижаться, а вслед за ними -- доходы России от экспорта, то едва ли налоговая реформа переживет следующий год.<BR>Масла в огонь добавляют кредиторы. На 2003 год приходятся максимальные выплаты России по внешнему долгу.<BR>Так что долгожданное снижение НДС может быть отложено на неопределенный срок. Главное, чтобы не пришлось после Нового года поднимать налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Вместе эти налоги составляют 1/3 всех налоговых поступлений бюджета России (см. табл.).<BR>