Северо-Запад России примеряет алюминиевую корону

ВСеверо-Западном регионе запускается несколько проектов по производству алюминия, в то время как ведущие мировые производители вводят режим экономии и сокращают издержки.

<BR><BR>ВСеверо-Западном регионе запускается несколько проектов по производству алюминия, в то время как ведущие мировые производители вводят режим экономии и сокращают издержки.<BR>Из 11 российских предприятий по производству алюминия на территории Северо-Западного региона располагаются три: Волховский завод в Ленинградской области, Надвоицкий завод в Карелии и Кандалакшский в Мурманской области. Их совокупная мощность составляет 160 тыс. тонн первичного алюминия в год, что составляет 5% от совокупного объема производства в России. В ближайшее время выпуск этого металла в регионе будет увеличен за счет развития новых инвестиционных проектов.<BR><BR><B>Алюминиевая лихорадка</B><BR>В 2000-2002 годах в Северо-Западном регионе появилось сразу несколько проектов создания новых алюминиевых предприятий. Интерес к этой отрасли понятен: после резкого падения спроса на внутреннем рынке в начале 90-х годов русский алюминий вырвался на мировой рынок, а отрасль стала одной из самых прибыльных. Начиная с 1992 года объемы российских поставок на мировой рынок росли прогрессирующими темпами и к 2000 году достигли около 3 млн тонн, заняв в общей сложности 15% мирового рынка.<BR>Один из проектов разрабатывает холдинг "Металлург". Холдинг собирается восстановить производство алюминия высокой очистки на базе Волховского комбината, на котором в советские годы было налажено производство.<BR>Также развивается проект американской компании ALUTECH Corp. по строительству в Кингисеппском районе Ленинградской области завода по производству алюминия. Из иностранного сырья и энергоресурсов Ленинградской АЭС завод будет производить 180 тыс. тонн первичного алюминия в год. И отправлять его на внешний рынок.<BR>Не менее известен и проект по строительству Всеволожского завода прокатных изделий в промышленной зоне в 10 км от Всеволожска, инициированный ОАО "Русский дизель" и другими инвесторами. Мощность завода по проекту могла бы составить 45 тыс. тонн первичного алюминия и 80 тыс. тонн полуфабрикатов. Основной продукцией должна стать сплавная катанка, до сих пор не производившаяся в России, а также профильный и гофрированный лист.<BR>В отличие от кингисеппского проекта, данная площадка удалена от источника электроэнергии, поэтому потребуются дополнительные капиталовложения в мощности по обеспечению доступа к энергосистеме.<BR>С самого начала проект завода под Всеволожском привлекал внимание общественности угрозой экологии района. В настоящий момент проект проходит государственную экологическую экспертизу. Окончательное заключение по данному вопросу предположительно появится осенью этого года.<BR>Самым амбициозным событием в алюминиевой отрасли Северо-Запада является проект "СУАЛ-Холдинга", который занимается разработкой Среднетиманского рудника, считающегося богатейшим бокситовым месторождением в Европе. В рамках этого отраслевого проекта планируется строительство глиноземного завода, а также создание алюминиевого производства мощностью до 500 тыс. тонн в год.<BR><BR><B>Чтобы не сели батарейки</B><BR>Алюминиевое производство крайне энергоемко. Его рентабельность зависит от надежных поставок электроэнергии в значительных объемах по невысоким ценам.<BR>Еще до запуска проекта инвестор пытается заручиться согласием региональных властей на поставки электроэнергии по зафиксированным на какое-то время ценам. Без этого не стоит затевать строительство завода, т.к. стоимость электроэнергии составляет 75% себестоимости продукции.<BR>Гарантируя производителям определенный уровень цен на стратегически важный ресурс, региональные власти обеспечивают тем самым развитие того или иного объекта на территории региона, например, реконструкцию и обслуживание крупного энергетического блока силами инвестора.<BR>"СУАЛ" рассматривает несколько возможностей по обеспечению производства основным ресурсом, в том числе и за счет мощностей Печорской ГРЭС. Проект холдинга отличается еще и тем, что сырье будет добываться в непосредственной близости от производства, тогда как остальные проекты рассчитаны на импорт сырья, что сокращает расходы на сырье в 2-3 раза, что не может не повлиять на формирование себестоимости. Кроме того, стабильность данного производства будет также более очевидной, т.к., если проект обеспечен сырьем и энергией на многие годы вперед, производитель является надежным и стабильным оператором.<BR><BR><B>Положение обязывает</B><BR>Северо-Запад России, а в особенности Ленинградская область, привлекателен для инвесторов по нескольким причинам. Это и выгодное географическое положение в виде свободного доступа к Балтийскому морю, хорошо развитая инфраструктура, благоприятные условия для размещения производств, ориентированных на сбыт продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Энергодостаточность региона, доступ к относительно дешевой электроэнергии Ленинградской АЭС, а также высокий профессиональный уровень специалистов становятся решающими аргументами для строительства здесь металлургических производств.<BR>Значительная часть производства первичного алюминия организована в России из импортного сырья, а значительная часть готовой продукции -- в среднем 90% от объемов производства -- реализуется на внешнем рынке. Поэтому такие ресурсы, как развитая транспортная система и развитая портовая инфраструктура, имеют достаточно серьезное значение.<BR><BR><B>Российский потенциал</B><BR>Таким образом, в настоящее время в Северо-Западном регионе развиваются четыре "алюминиевых" проекта и также проект -- потребитель алюминия (см. табл.).<BR>Самым крупным является проект холдинга "СУАЛ". Предполагаемая совокупная мощность этих проектов составляет около 725 тыс. тонн первичного алюминия, что составляет около 22,5% общероссийского производства и около 3% мирового производства.<BR>Российский выпуск первичного алюминия с учетом этого объема составит около 4 млн тонн в год. Такой объем производства по мировым меркам не считается внушительным. Например, лидер мирового алюминиевого производства, американская компания Alcoa, выпускает более 2,6 млн тонн в год.<BR>На территории России будут развиваться и другие проекты с участием все тех же крупных операторов. Компания "Русский алюминий" планирует в течение ближайших 7-8 лет увеличить выпуск алюминия на Братском заводе на 8%, до 1 млн тонн в год.<BR>Также холдинг объявил о намерении построить в Иркутской области алюминиевый завод с проектной мощностью в 500 тыс. тонн в год. Энергетическая проблема решена путем заключения договоренности с "Иркутскэнерго", которое обладает излишними мощностями.<BR><BR><B>Зарубежные рынки</B><BR>Достаточно высокий по российским меркам объем выпуска ориентирован, в частности, и на перспективный рынок Китая. Хотя Китай увеличивает темпы собственного производства алюминия. В прошлом году выпуск этого металла в Китае превысил объемы российского выпуска на 1,2%.<BR>Увеличение выпуска в Китае проходит при участии иностранных инвесторов, основными из которых являются Япония, Германия, Канада. Иностранные инвестиции направлены на строительство заводов по производству первичного алюминия и полуфабрикатов. Соответственно, объем импорта будет сокращаться.<BR>Пик роста выпуска российского алюминия придется на 2005-2007 годы, т.к. именно в этот период будут запущены новые мощности, которые сейчас находятся в стадии проектирования. Увеличение объемов производства рассчитано и на расширение внутреннего рынка, и на развитие экспорта.<BR><BR><B>Мировые тенденции</B><BR>С 1994 по 2001 год мировой рынок алюминия рос в среднем на 4% в год. В 2001 году рост прекратился, что связано не только с замедлением темпов роста мировой экономики, но и с событиями 11 сентября, которые сказались самым пагубным образом на авиастроительной отрасли, основном заказчике алюминиевых производств. Предложение на рынке в 2001 году выросло более чем на 5%.<BR>В 2002 году такие ведущие производители, как Alcoa, Alcan, VAW/Norsk Hydro, Pechiney и Corus, сокращают производство и принимают отчаянные попытки по сокращению издержек.<BR>По данным Международного института алюминия (МИА), за 8 месяцев текущего года темп роста объемов производства составил в среднем всего 2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Локомотивом роста стала Латинская Америка, демонстрирующая рост в 8%, а производители африканского континента сократили выпуск на 2%.<BR>По прогнозам того же МИА, средние ежегодные темпы роста производства в отрасли с учетом существующих мощностей и тех проектов, которые находятся сейчас в стадии разработки, в том числе и российских, до конца 2004 года составят 2%, а с началом 2005 года рост еще замедлится, и средний темп роста в ближайшие 5 лет по отношению к текущему году составит 1,6%.<BR>Средний рост объемов выпуска российского алюминия в ближайшие 2-3 года составит 22%. Таким образом, российская алюминиевая промышленность станет одной из основных точек роста мировой алюминиевой индустрии наряду с Китаем.<BR><BR><B>Предложение выше</B><BR><B>спроса</B><BR>Рост мирового выпуска алюминия продолжается вопреки сокращению потребления этого металла. Уровень запасов на складах, обслуживающих Лондонскую биржу металлов, сейчас самый высокий за последние несколько лет и составляет 5% от объема мирового производства. Потребление алюминиевых полуфабрикатов сокращается, как и первичного алюминия.<BR>Одним из самых крупных потребителей алюминия является автомобилестроение. По данным европейской Ассоциации производителей автомобилей, в октябре-ноябре 2001 года наблюдалось рекордное увеличение продаж. Но данная тенденция не стала долгосрочной, хотя ассоциация прогнозирует увеличение потребления алюминия автомобильной отраслью в 2006-2008 годах, когда начнется техническая модернизация парка в связи с введением более жестких ограничений по выхлопам.<BR>Что касается российского автомобильного рынка, который является для производителей источником внутреннего спроса, то, по прогнозам специалистов НИИ автомобильного транспорта России, к 2005 году автомобильный парк РФ может вырасти примерно вдвое по отношению к настоящему моменту -- до 45-46 млн автомобилей.<BR>Это станет возможным за счет увеличения производства автомобилей отечественными автозаводами. Так, по некоторым прогнозам, к 2005 году производство легковых автомобилей в РФ вырастет до 1,5-1,6 млн шт., к 2010 году -- до 2,2-2,5 млн шт., т.е. практически в 3 раза по отношению к сегодняшнему выпуску.<BR>Согласно прогнозу американской исследовательской фирмы Freedonia Group, в ближайшие 5 лет среднегодовой темп прироста мирового спроса на легковые автомобили и легкие грузовики будет составлять 1,6%, в результате чего в 2005 году этот спрос достигнет 57 млн шт. Причиной замедления развития мирового автомобильного рынка будет сокращение продаж в Северной Америке (за исключением Мексики) и Западной Европе. Так, в ближайшем пятилетии среднегодовой темп прироста продаж автомобилей в Северной Америке будет составлять, по оценке, менее 1%, а в странах Западной Европы произойдет сокращение продаж.<BR>Согласно прогнозу канадской фирмы Alcan Aluminium, мировое потребление алюминия в производстве автомобилей в ближайшие 5 лет возрастет на 2,5 млн тонн (т.е. более чем на 55%) и к 2005 году достигнет 7 млн тонн. Полагают, что в автомобилях нового поколения потребление алюминия на одну машину может увеличиться до 320-410 кг, тогда как в настоящее время этот показатель для среднего североамериканского автомобиля составляет 113 кг (в 1960 году -- 22,7 кг).<BR>Другая ключевая отрасль -- потребитель алюминия --авиастроение не демонстрирует успехов. Мировой рынок авиатехники сокращается, хотя в последнее время крупные производители, такие как Boeing, получили крупные заказы на поставку самолетов, например, от компании Emirates, крупного оператора на своем рынке. Если говорить о потенциале внутреннего рынка, то необходимо отметить, что 70% парка российских самолетов, обслуживающих пассажирские перевозки, находятся в критическом состоянии и этот парк нуждается в обновлении.<BR>Прогнозы о потребностях авиакомпаний в пассажирских самолетах до 2015 года сильно разнятся. Оптимистический прогноз "Росавиакосмоса" -- 1500 и "Аэрофлота" -- 1202 самолета аналитики ИГ "Атон" оценивают весьма скептически. По их расчетам, спрос будет определяться не сотнями, а лишь десятками машин. Но в любом случае финансовые возможности частных авиакомпаний недостаточны для таких операций. Обновление парка может произойти только при поддержке государства и развитии новых схем оплаты дорогостоящей техники, например лизинга.<BR>Но в перспективе даже незначительный подъем в каждой из отраслей позволит в общем поднять уровень спроса на алюминий. Новые проекты обеспечат рост предложения. Но в целом оснований для прогнозирования превышения спроса над предложением нет, в течение ближайших 7-8 лет прогнозируется превышение предложения над спросом. И для российских производителей, в том числе и для северо-западных проектов, крайне важно сейчас осознавать перспективы внутреннего рынка алюминия.<BR>Существуют перспективы у автомобилестроительного рынка: несколько таких проектов запущено в России, кроме того, в настоящий момент существует несколько инвестиционных проектов, в том числе проекты таких крупных компаний, как Volkswagen и Electrolux, которые смогут обеспечить алюминиевые заводы заказами. По прогнозам Минпромнауки, прогнозируется рост в транспортной и упаковочной отраслях. И при сохранении темпов промышленного развития рост этих отраслей позволит отечественным производителям загрузить производственные мощности.<BR><B>Куда двигаться</B><BR>В настоящий период цены на алюминий на мировом рынке стабилизировались на уровне в $1300-1400 за тонну. Этот уровень достаточно близок к порогу рентабельности для российских производителей, для которых этот уровень наступает при $1100 за тонну алюминия.<BR>По уровню себестоимости производители алюминия делятся на четыре группы. В четвертой группе -- китайские компании с себестоимостью продукции в $500-1300 за тонну. В третьей группе -- с себестоимостью $1000-1250 -- предприятия из США, Бразилии и России.<BR>У производителей металла из второй группы -- Венесуэла, Мозамбик, ОАЭ, Бахрейн -- затраты на производство тонны алюминия составляют $1000-1100.<BR>Самая низкая себестоимость -- $900-1000 за тонну -- у компаний первой группы из Канады, Австралии и ЮАР.<BR>Таким образом, себестоимость российского металла далеко не самая низкая. Лет 5 назад произведенный в России алюминий был самым дешевым. Но с тех пор транспортные и энергетические издержки отечественных предприятий существенно выросли. Из-за удаленности производства от границ затраты предприятий на транспортировку являются определяющими в конечной цене алюминия.<BR>Надо отметить, что у них есть резервы для повышения эффективности производства за счет создания вертикально интегрированных цепочек. Например, компания "Русский алюминий" разворачивает программу по обеспечению своих заводов собственным сырьем за счет приобретения поставщиков глинозема и бокситов, например глиноземного завода в Румынии.<BR><B>Справка</B><BR>Все алюминиевые и сырьевые комбинаты России входят в три вертикально интегрированные структуры: "РУСАЛ", "СУАЛ" и "СевЗапПром".<BR>Крупнейший российский производитель алюминия -- "РУСАЛ" представлен на Северо-Западе компанией "Ростар", 100% акций которой владеет "РУСАЛ". "Ростар" ведет строительство второго на территории России завода по производству алюминиевых банок для напитков. Новый завод в Ленинградской области будет запущен, по прогнозам "Ростара", летом 2003 года. Первый завод запущен в 1998 году в Московской области.<BR>Надвоицкий и Кандалакшский заводы относятся к холдингу "СУАЛ", объем производства которого составляет 15% от отечественного производства.<BR>Волховский завод является частью объединения "Металлург" (5%), управляемого компанией "СевЗапПром".<BR>