Рынок легковых автомобилей проигран. Остался рынок грузовиков

После победы над иномарками Рос-автопром взялся за рынок грузовых автомобилей и автобусов.

<BR><BR>После победы над иномарками Рос-автопром взялся за рынок грузовых автомобилей и автобусов.<BR>После повышения ввозных таможенных пошлин на легковые автомобили (с 4 октября 2002 года) Минпромнауки РФ разрабатывает постановление Правительства об увеличении таможенных пошлин на ввоз автобусов и грузовиков старше 7 лет. По оценкам специалистов этого ведомства, около 65% автобусов, колесящих по дорогам России, -- подержанные иномарки.<BR>В Минпромнауки считают, что ввоз подержанных автомобилей препятствует ускоренному развитию российского автопрома. Но это очень спорный вопрос.<BR><BR><B>Время делать выводы</B><BR>Как бы российским производителям тяжелой пассажирской и грузовой техники предложения Правительства не вышли боком. Так получилось у крупнейших в России производителей легковушек. Они отдыхают.<BR>Первым остановило конвейер ОАО "ГАЗ". Четыре дня в октябре (11, 18, 19 и 25) объявлены на предприятии выходными. Следом за ГАЗом производство остановит ОАО "АвтоВАЗ". Главный автозавод страны замрет 26 октября и "воскреснет" 9 ноября.<BR>За выходные дни менеджеры предприятий надеются освободить место на складах готовой продукции и возобновить производство.<BR>На ГАЗе сотрудники уже привыкли к кратковременным остановкам производства, а для работников ВАЗа это неожиданность. Во всяком случае, с 1998 года пресс-служба АвтоВАЗа не объявляла об остановках конвейера.<BR>Одна из причин затоваренности складов Волжского автозавода -- регулярные повышения отпускных цен на "жигули". Количество россиян, желающих приобрести отечественный автомобиль, уменьшается после каждого повышения цен. После последнего подорожания автомобилей в августе этого года в сентябре продажи "жигулей" упали так, что завод не получил на октябрь ожидаемого количества заказов.<BR>Большинство россиян еще не готово платить за автомобиль больше $7 тысяч, а именно к этой отметке приблизилась розничная цена отечественных транспортных средств.<BR>Глядя на коллег по цеху и опасаясь перемудрить с ценами, руководство ОАО "УАЗ" объявило, что в 2003 году цены постарается не поднимать.<BR><BR><B>Завидное положение</B><BR>Положение российских компаний на рынке грузовых автомобилей значительно лучше, чем на рынке легковых. Они уверенно улучшают показатели финансовой отчетности (см. табл.). То же ОАО "ГАЗ", впрочем, как и другие отечественные производители, наращивает выпуск грузовиков. В этом году они могут превысить показатель 2001 года на 4% (см. табл.).<BR>Конъюнктура рынка благоприятствует росту производства грузовиков: спрос на грузовые автоперевозки в России за последние 2 года увеличился на 27,7%. И спада не предвидится. В связи с этим транспортные компании активно обновляют и расширяют парк машин.<BR>Импортеры в 2002 году по объему ввоза продукции могут опуститься на 10% ниже прошлогодней отметки. Но это не особенно волнует российских производителей грузовиков. Они конкурируют на внутреннем рынке в основном между собой и c Минским автомобильным заводом (МАЗ). Доля же старых самосвалов и фургонов из ЕС, США и других стран на российском рынке не превышает 20%, а доля новых едва заметна -- менее 5%.<BR><BR><B>Деньгами россиян</B><BR><B>кормят иностранцев</B><BR>С автобусами тяжелей. Подержанные автобусы старше 7 лет составляют до двух третей российского рынка больших городских автобусов.<BR>Причина -- новый отечественный городской автобус стоит от $45 тысяч, а цена старого импортного автобуса редко превышает $50 тысяч.<BR>Такая разница объясняется тем, что российские автобусные заводы используют импортные агрегаты (двигатели, коробки передач). Но не это самое главное.<BR>Поставлять по дешевке подержанные автобусы в Россию иностранцам выгодно: расходы на утилизацию автобуса в Европе могут достигать 20 тысяч евро, а продав в России, можно прибыль получить.<BR>Другой немаловажный момент: в отличие от легкового и грузового транспорта, большую часть автобусов закупает администрация того или иного региона страны. Так администрации регионов экономят бюджетные средства на закупку транспорта.<BR>Так что наиболее острую конкуренцию иностранная пассажирская техника создает российским заводам в классе средних городских автобусов. Но вскоре ситуация может измениться до неузнаваемости.<BR><BR><B>Считать будем</B><BR><B>по-новому</B><BR>В августе 2002 года правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике приняла постановление об изменении методики расчета пошлин на импортные автобусы.<BR>Суть поправки в том, что импортеры будут платить пошлину не 10% от таможенной стоимости автобуса, а по 3 евро с рабочего объема двигателя (см3).<BR>Это немало, если учесть, что рабочий объем двигателя среднего автобуса -- 7-8 тысяч см3.<BR>По сумме платежа это значительно больше 10% от таможенной стоимости. Для сравнения: средний городской автобус MAN или Mercedes зачастую ввозится в Россию по цене 25 тысяч евро.<BR><B>Квоты, экология</B><BR><B>и прочее</B><BR>Помимо таможенных пошлин специалисты Минпромнауки изучают другие способы защиты отечественного автопроизводителя.<BR>Один из них -- введение квот на ввоз импортной техники. Размер квоты может составить 10-20% от совокупного выпуска соответствующей автомобильной техники в России.<BR>Другой способ защиты -- экологический. В декабре 2002 года вступает в силу правительственное постановление, повышающее требования к экологическим стандартам двигателя грузового автомобиля. И этим Правительство РФ хочет полностью прекратить ввоз старых грузовиков в страну.<BR>Производителям легковых автомобилей повезло меньше. Вопрос ввоза в Россию автомобилей с правым рулем Правительство уже решило не в пользу отечественных заводов. И они продолжают проигрывать в цене японским автомобилям на дальневосточном рынке. Большинство отечественных заводов находится в западной части России, а затраты на доставку товара на Дальний Восток достигают $500 за единицу. Минпромнауки рассматривает вопрос о снижении железнодорожных тарифов на перевозки отечественных автомобилей на Дальний Восток с целью создать там такие же ценовые условия для покупки отечественных автомобилей, как и в других регионах России.