"Экономика и страны в целом, и отдельных субъектов...

"Экономика и страны в целом, и отдельных субъектов не до конца понятна инвестору"

<BR><BR>"Экономика и страны в целом, и отдельных субъектов не до конца понятна инвестору"<BR>Словами о том, что необходимо направить поток инвестиций в реальный сектор, сегодня никого уже не удивишь. Тем не менее заметного роста инвестиций не происходит.<BR>О том, почему же все-таки деньги не текут в реальное русло, корр. "ДП" беседовал с председателем правления АКБ "Доверительный и Инвестиционный Банк" (ДИБ) Ильей Юровым. Кроме того, Илья Юров поведал, как банк намерен претворять в жизнь теоретические концепции в Северо-Западном регионе (ДИБ недавно открыл петербургское представительство):<BR><BR>-- По данным статистики, в январе -- августе 2002 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 910,2 млрд рублей, что на 2,4% превышает уровень 2001 года. А доля инвестиций в основной капитал в ВВП за это время даже снизилась. Почему?<BR>-- Ответ, вроде бы, лежит на поверхности. Совершенно очевидно, что реальный сектор должен доказать инвестиционному сообществу свою привлекательность, объяснить, что если инвестор разместит свои средства, то получит их назад с увеличением стоимости инвестиций, с каким-то "интересом". Если же говорить более детально, то инвестор должен совершенно четко представлять цели, на которые будут использованы эти деньги, осознавать и четко определять кредитоспособность компании. Это в том случае, когда речь идет о заемном капитале.<BR>В случае же, когда мы говорим об участии в собственности, инвестор должен быть уверен, что компания полученные средства тратит на увеличение своей рыночной стоимости, а не на какие-нибудь другие цели.<BR>Причем речь идет не только о компаниях. Как объект инвестиций можно рассматривать и муниципальное образование, и субъект Федерации -- к ним предъявляются точно такие же требования. То есть объекту следует быть максимально прозрачным для всего инвестиционного сообщества, а его руководству --применять те методы управления, которые соответствуют лучшим общепринятым критериям.<BR>Существуют стандартные механизмы управления. Если компания их использует, если она еще способна показать, что четко представляет свою стратегию. Если привлекаемые инвестиции она использует для осуществления этой стратегии (способной, в свою очередь, привести или к росту стоимости компании, или к реализации конкретного проекта) -- инвестор придет и свои деньги отдаст.<BR><BR>-- Действительно, все это -- достаточно общеизвестные вещи. Почему же "процесс не пошел"? По крайней мере, в масштабах, которые позволили бы говорить о тенденции?<BR>-- К сожалению, интерес инвесторов к российскому рынку неэквивалентен сложившемуся спросу, инвесторы активнее на других развивающихся рынках. Несмотря на то что российский рынок сейчас по макроэкономическим показателям лучший в мире. Единственной причиной этого, на наш взгляд, может быть то, что экономика и страны в целом, и отдельных субъектов не до конца понятна инвестору. В России уже существуют позитивные примеры, когда российские компании начинают применять новые стандарты корпоративного управления, приводящие к резкому росту их инвестиционной привлекательности. Например, "Сибнефть", "ЮКОС" и другие. Но, к сожалению, они -- пока не вся экономика. Как только значительное количество компаний распознает эту необходимость (а мы считаем, что они распознают это, когда четко выстроят свою стратегию), тогда ситуация может измениться. <BR><BR>-- Что мешает этому? Законы? Традиции? Менталитет?<BR>-- Конечно, роль законодательства нельзя умалять. К сожалению, оно не вполне адекватно современному этапу развития экономики. Наиболее характерный пример -- до сих пор не сформулирован закон о защите инвестиций. Но сказать, что это основной тормозящий фактор инвестиционного процесса, нельзя. Гораздо большее значение имеет ментальность собственников, менеджеров компаний. Далеко не все понимают необходимость работы на долгосрочную перспективу.<BR>Мы плотно сотрудничаем с теми компаниями, которые определяют лицо российской экономики. И достаточно часто неожиданно для себя сталкиваемся с ситуацией, когда собственники крупных (по мировым стандартам) компаний, продажи которых исчисляются миллиардами долларов, не имеют понятной самим себе стратегии развития. То есть они понимают, что в течение года перед ними стоит задача повысить операционную прибыль: сократить затраты, повысить эффективность продаж. Но что они будут с этой прибылью делать, они не представляют. (Сейчас прибыль чаще всего идет либо на дивиденды, либо на бонификацию топ-менеджмента и собственников.) Какую нишу занимать, как позиционироваться на рынке? Нужно ли развивать продуктовый ряд? Что делать со смежными рынками? Захватывать другие компании? Или, наборот, продавать? Вот вопросы, требующие ответа.<BR>Как только появляется стратегия, как только ты понимаешь, каких целей должен достичь в этом году, в следующем, через 2-3 года, какие операции нужно провести, какие источники у тебя есть (что-то в состоянии профинансировать сам, где-то нужно искать стратегического партнера, где-то финансового инвестора), ты можешь подбирать свой набор продуктов.<BR><BR>-- То есть сначала нужно определиться, чего ты хочешь, и тогда поймешь, что тебе нужно?<BR>-- Абсолютно верно.<BR><BR>-- В таком случае чего хочет ДИБ в Петербурге?<BR>-- Для нас очевидно, что в Петербурге сконцентрирован серьезный промышленный потенциал. При этом исторический этап, который характеризуется концентрацией капитала, уже закончен, теперь пришло время "профессионализации" капитала. Мы считаем, что для инвестиционного банка в городе очень много работы. Слияние-поглощение компаний, организация финансирования, поиск стратегических инвесторов, реструктуризация собственности, реструктуризация бизнеса. Тот опыт, который ДИБ накопил за 3 года, мы можем предложить не только компаниям, ориентированным на экспорт основных товарных групп, но и всем, кто имеет хотя бы желание выстраивать долгосрочную стратегию.<BR><BR>-- На начальном этапе ДИБ намерен выступать скорее в качестве консультанта, чем инвестора?<BR>-- Инвестиционный банк -- тот, кто обеспечивает поток инвестиций и их сопровождает. Поэтому мы хотим начать с распознания насущных потребностей в регионе. У нас есть сформированный продуктовый ряд, но мы понимаем, что наша основная задача на первом этапе -- понять, применимы ли эти продукты на этом рынке и каким образом их можно перенастроить под нужды компаний Северо-Запада. Хотя есть наверняка некоторое количество бизнеса, который мы сможем делать в рамках уже сформированных продуктовых направлений. Но основная задача -- создать те продукты, которые нужны региональным компаниям.<BR><BR>-- Каков предполагаемый объем вложений ДИБ в регион?<BR>-- На этот вопрос сейчас ответить невозможно. Все будет зависеть от потребностей местной экономики. Могу сказать, что за 2,5 года работы банк привлек в Россию иностранные инвестиции на $4 млрд, организовал выпуск облигаций отечественных компаний на 30 млрд рублей.<BR><BR>-- А как Вы себя чувствуете перед "вхождением" в Петербург, где и так достаточно много серьезных банков?<BR>-- "Вхождение" -- это скорее фигура речи: мы делаем бизнес на Северо-Западе давно. Больше года сотрудничаем с ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз". Помогали в покупке Усть-Илимского ЛПК, сейчас помогаем им в проекте по реструктуризации бизнеса. Есть еще ряд проектов. Открытие представительства -- создание "интерфейса", который позволит осуществлять не только те проекты, которые лежат на поверхности, но и детально изучить весь рынок и идти к принципиально иному, гораздо более глубокому присутствию в регионе.<BR>Конечно, конкуренция между банками существует. Но в нашей отрасли -- в инвестиционном банковском деле -- она значительно менее серьезна. Возможности настолько обширны, что сейчас скорее идет вопрос о недостаточности профессиональных ресурсов, чтобы обеспечить все потребности.<BR>Российская экономика, еще раз скажу, одна из лучших в мире с точки зрения темпов роста и относительных показателей. Компании, которые действуют в России, абсолютно сопоставимы с лучшими международными компаниями по масштабу, объему продаж, прибыли, по качеству менеджмента. А вот наша финансовая индустрия, к сожалению, устарела. Два месяца назад Standard & Poor's опубликовало отчет, в котором оценивается финансовая индустрия развивающихся рынков. Так вот, российская -- одна из самых отсталых.<BR><BR>-- С открытием представительства "планка" местных проектов, которые представляют интерес для банка, снизится?<BR>-- Да, это вообще часть нашей концепции выхода в регионы России. Мы считаем, что банкам пора начинать активно работать с теми, кто раньше не был заметен. Всем было интересно работать с "Газпромом", "ЮКОСом", "ЛУКОЙЛом", и это понятно -- объективно они были "локомотивами" положительных макроэкономических процессов. Сейчас должна меняться структура экономики России. Рост валового продукта будет обуславливаться не столько ростом объема производства крупнейших компаний, сколько изменениями, которые будут происходить в малом и среднем бизнесе.<BR>Сейчас наши клиенты -- это компании, производящие 55% российского ВНП. Мы же хотим адресовать свои знания, умения и желание достичь успеха тем, кто создает оставшиеся 45%. Потому что считаем, что баланс должен меняться. Те, кто делает сейчас 45%, должны генерировать 60-70%. И в этом тоже залог развития экономики страны в целом.