00:0022 октября 200200:00
67просмотров
00:0022 октября 2002
Российский фотобизнес находится в чрезвычайно выгодном положении. Некоторое отставание от Европы и Северной Америки позволяет предсказать развитие рынка со значительной степенью точности -- а значит, существенно снизить риски.
<BR><BR>Российский фотобизнес находится в чрезвычайно выгодном положении. Некоторое отставание от Европы и Северной Америки позволяет предсказать развитие рынка со значительной степенью точности -- а значит, существенно снизить риски.<BR>Фотобум на Западе (в 1970-е годы) и в России (в начале 1990-х годов) начался с фотоаппаратов-"мыльниц".<BR>На российский рынок в начале 1990-х годов было выброшено огромное количество сравнительно недорогих автоматических камер со свободным фокусом и одной кнопкой. Одновременно была успешно применена технология "фото-экспресс".<BR>В результате за несколько лет в России, как и на Западе, произошла полная смена поколений фототехники. Российские предприниматели за считанные годы усвоили многолетний зарубежный опыт организации фотобизнеса, позиционирования товаров и услуг.<BR>Постепенно в Европе и Америке рост фоторынка замедлился. То же самое произошло и в России. Рентабельность фотолабораторий снизилась в несколько раз по сравнению с теми первыми годами бума, когда машина для печати фотографий окупалась через несколько месяцев. На Западе в условиях жесткой конкуренции выжили компании, сделавшие ставку как на цифровые услуги, так и на совершенствование работы и количество дополнительных услуг. То же самое ждет и российский фотобизнес. Можно ожидать, что большинство небольших независимых лабораторий исчезнет с рынка, а крупные сети магазинов приостановят расширение.<BR><BR><B>Минилаб как двигатель прогресса</B><BR>Подобно тому, как в основе массового увлечения фотографией лежит фотоаппарат-"мыльница", так в основе фотобизнеса стоит так называемый минилаб -- комплекс аппаратуры для проявки и печати цветных фотографий по процессу C-41. Еще 30 лет назад западный фотобизнес не очень сильно отличался от советского. На Западе рынок автоматической цветной фотографии обслуживали огромные централизованные лаборатории -- центролабы, а в СССР сеть фотолабораторий принадлежала государству.<BR>На мировой рынок мини-фотолаборатории пришли как альтернатива центролабам лишь к концу 1970-х годов, когда весь комплект оборудования для проявки и печати стало возможным разместить в более-менее компактном объеме. Снизилась и цена на аппаратуру, достигнув $100 тысяч. Владельцам минилабов не нужно было посылать собранные заказы на централизованный пункт проявки: все заказы обрабатывались на месте. Сроки выполнения заказов значительно сократились.<BR><BR><B>Фабрика грез</B><BR>На Западе новый взрыв массового интереса к цветной фотографии вернул к жизни централизованные лаборатории с их 24-часовым сервисом. Сейчас они обслуживают 70% рынка массовой фотопечати. Мини-фотолаборатории, которых начитывается около 80 тысяч, выполняют, как правило, нестандартные услуги (выборочная или срочная печать, коррекция по цвету, "вытягивание" неудачных снимков).<BR>Подобного развития рынка стоит ожидать и в России. Рентабельность фотобизнеса значительно снизилась. Минилаб окупается не через 3-6 месяцев, а через несколько лет. Первые центролабы уже оборудованы в Москве и Петербурге. В будущем такими фотофабриками неизбежно вытеснятся одиночные компании, владеющие несколькими минилабами. Эксперты предрекают центролабам 70% рынка в крупных городах.<BR>Пока российскому рынку фотоуслуг далеко до западного. Достаточно сказать, что в России на душу населения приходится менее 1 пленки в год, а за рубежом этот показатель составляет 10-15 пленок. В начале 1990-х годов в России один минилаб приходился на 60-90 тысяч человек. В 1998 году в крупных городах один минилаб приходился на 30 тысяч человек. За рубежом при планировании предприниматели исходят из минимальной плотности в одну машину на 10 тыс. человек.<BR>