00:0022 октября 200200:00
74просмотров
00:0022 октября 2002
Агентов в Петербурге тьма. Каждый третий готов записаться в агенты по недвижимости, по рекламе или по продажам. И только самые смелые отдают себя искусству и идут в агенты литературные.
<BR><BR>Агентов в Петербурге тьма. Каждый третий готов записаться в агенты по недвижимости, по рекламе или по продажам. И только самые смелые отдают себя искусству и идут в агенты литературные.<BR>Из всех агентов последние -- самые секретные. Люди, близкие к издательскому бизнесу, говорят, что независимые литературные агенты есть, и даже цифру конкретную называют, 20-40 человек на город -- но где их искать, неизвестно. Выйти на конкретных людей очень сложно. Их телефонов нет ни в справочниках, ни даже в компьютерной сети Интернет. На рынке властвуют агенты зависимые, то есть те, что трудятся при конкретных издательствах. Их и агентами-то в прямом смысле этого слова не назвать. Однако издатели помещают объявления для авторов: "Заявки на рассмотрение Ваших произведений принимаются только через литературных агентов". А в крупных издательствах заявляют, что в Петербурге профессиональных литературных агентов очень мало, зато масса шарлатанов, связываться с которыми небезопасно и автору, и издательству.<BR><BR><B>С чем едят</B><BR>Суть деятельности агента сводится к тому, чтобы как можно выгоднее продать чужой труд, то есть литературное произведение.<BR>Агент договаривается с издательством о том, какой задаток получит автор, какой процент с тиража, продать ли издательству сразу права на экранизацию или подождать, пока цена возрастет, и т.д. Живут агенты на комиссионные.<BR>Еще Поллок Уотт, основатель первого литературного агентства, брал за свое посредничество не твердо обговоренную сумму, а 10% с гонорара. По нынешним временам расценки значительно выше: в России берут от 15 до 20%.<BR>Однако отзывы сталкивавшихся с агентами писателей в основном сводятся к замечанию "ничего хорошего он не сделал". По словам писателя Игоря Богданова, деятельность литературных агентов крайне необходима, но у нас нет условий для их нормальной деятельности. "У литературного агента в России практически нет прав, поэтому на нынешнем этапе его работа во многом бесполезна", -- уверен писатель Игорь Богданов.<BR>А к Семену Альтову вообще за все время его деятельности не пришел ни один агент. "Из издательств звонят постоянно, но чтобы агент пришел, такого не вспомню", -- говорит он.<BR>"В целом авторы в России бедствуют, денег на агента у большинства нет. У меня был опыт такого сотрудничества. Женщина, немка, хотела издать мою книгу о Генрихе Шлимане в Германии и России. Я не смог ей платить нормальные комиссионные, а она не понимала, почему я не могу себе их позволить. Так мы с ней и расстались", -- вспоминает Игорь Богданов.<BR><BR><B>Чем пахнут ремесла</B><BR>Несмотря на то что наши писатели предпочитают с агентами не связываться, именно от них зачастую зависит, будет ли книга успешна в продажах. "Я не набираю какое-то определенное количество названий и авторов, которых представляю. Стараюсь просматривать какие-то отдельные проекты, отдельных авторов, которые мне самой понравились и которые мне кажутся перспективными, -- рассказывает один из немногих раскрытых агентов Ольга Бородянская. -- Хотя часто кого-то ко мне присылают и предлагают попробовать поработать, или автор сам ко мне обращается с просьбой помочь найти издательство. А моя работа -- найти именно того издателя, который мне кажется подходящим для этого автора".<BR>Именно литагент обязан следить за тем, как условия договора выполняются обеими сторонами. "Издатель, как правило, не хочет никого пускать в свою "кухню" и сам решает, дать ли автору корректуру, принять ли его правку, учесть ли его пожелания в оформлении книги. Приходится до мелочей продумывать условия контракта", -- рассказывает Ольга Бородянская. По мнению Игоря Богданова, сегодня ни одно питерское издательство не выполняет перед автором своих обещаний. Его мнение в чем-то разделяет и Семен Альтов. "В нынешних условиях вообще лучше не связываться с издательствами, потому что все равно на этом ничего не заработаешь, -- констатирует он. -- К сожалению, в издательской сфере не меньше пиратства, чем в продаже видеопродукции". Сам сатирик печатает свои книги в собственном мини-издательстве. (А.Н.)