00:0016 октября 200200:00
32просмотров
00:0016 октября 2002
Рост числа и тяжести дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России заставляет специалистов искать разнообразные пути решения проблемы. В частности, дороги подвергаются всестороннему исследованию, а их техническое состояние в момент ДТП -- экспертной оц
<BR><BR>Рост числа и тяжести дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России заставляет специалистов искать разнообразные пути решения проблемы. В частности, дороги подвергаются всестороннему исследованию, а их техническое состояние в момент ДТП -- экспертной оценке.<BR>Зимой, согласно проведенным исследованиям и анализу полученных статистических данных, уровень безопасности движения неизменно падает, а количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), связанных с дорожными условиями, соответственно, возрастает.<BR>В это время года один человек погибает в каждом третьем дорожно-транспортном происшествии. Исследования, проведенные специалистами Санкт-Петербургского автодорожного института (СПбАДИ), показали, что неудовлетворительные дорожные условия являются одним из факторов возникновения дорожно-транспортных происшествий в 30-50% случаев. ДТП по причине дорожных условий, как правило, происходят на автомобильных дорогах с неудовлетворительным покрытием. В качестве преобладающих причин ДТП этого рода выступают скользкость или неровность покрытия.<BR><BR><B>Поиски причин</B><BR>Причин, способствующих возникновению данного явления, немало. Гололедица в зимний период представляет большую опасность и создает значительные неудобства для участников движения. Сцепление между колесом и дорогой зависит от вида и состояния дорожного покрытия и может значительно меняться с течением времени, что создает опасность для участников движения.<BR>Конечно, водитель автомобиля, как оператор динамической системы -- источника повышенной опасности, должен при выборе скорости движения, дистанции до движущегося впереди и попутно транспортного средства и бокового интервала учитывать и дорожные условия.<BR>Однако при возникновении опасности для движения водитель должен применить все средства для снижения скорости автомобиля, вплоть до полной остановки. Так, если он в целях предотвращения ДТП или в целях обеспечения безопасности движения использует экстренное торможение, то остановочный путь легкового незагруженного автомобиля при движении по проезжей части, покрытой мокрым льдом (температура воздуха выше 0шС), со скоростью 60 км/ч может составить 157 м.<BR>Тормозной путь того же автомобиля при движении с той же скоростью по дороге, где проезжая часть покрыта льдом, но обработана противогололедной смесью, при применении водителем экстренного торможения может составить 67 метров.<BR><B>Неумолимая статистика</B><BR>Анализ такого расчета во многом объясняет неутешительную статистку: весной, летом и осенью в каждом четвертом ДТП погибает один человек. Рост числа и тяжести ДТП в России подталкивает специалистов, работающих в системе безопасности дорожного движения, к поиску новых путей решения данной проблемы. Одним из таких путей является исследование автодороги и последующая экспертная оценка ее технического состояния на момент ДТП.<BR>Существующие методы экспертной оценки системы водитель -- автомобиль -- дорога -- среда (ВАДС) в момент ДТП комментирует профессор, заведующий кафедрой транспортно-технологических машин СПбАДИ Сергей Евтюков. Сегодня в подавляющем большинстве случаев исследуется конечная стадия ДТП. По мнению Сергея Евтюкова, такой метод решения вопроса практически не позволяет установить степень влияния качества строительства, содержания, эксплуатации и ремонта участка автодороги на развитие аварийной ситуации в частности и на аварийность в целом. Следовательно, этот метод не может применяться для выявления влияния дорожных условий на возникновение конкретного ДТП.<BR>В настоящее время специалисты, работающие в области обеспечения безопасности дорожного движения, не придают большого значения детальной оценке дорожных условий, ограничиваясь только лишь визуальным, поверхностным осмотром участка автодороги или довольствуясь той минимальной информацией, которую содержат материалы и документы, составляемые работниками дорожной инспекции. Однако такой метод определения дорожных условий, в которых необходимо двигаться водителю, управляя транспортным средством, не всегда оправдан, так как он основан на личных психофизиологических способностях осматривающего.<BR>Естественно, что восприятие действительности у всех людей разное. Так, например, одному водителю покрытие проезжей части видится мокрым, другому влажным, а третьему и вовсе сухим. И где та четкая грань, которая давала бы возможность оценить, в каком состоянии находится покрытие проезжей части? Это можно определить только при детальном исследовании участка автодороги квалифицированными специалистами в области строительства, содержания, эксплуатации и ремонта автодорог и при организации дорожного движения с помощью приборов и техники.<BR><BR><B>Кризис оценки</B><BR>Оценка технического состояния автодорог производится недостаточно глубоко и полно, что связано с редким привлечением к осмотру участка автодороги специалистов-дорожников и специалистов по организации дорожного движения. При этом должны решаться вопросы, входящие в компетенцию исключительно указанных специалистов. Кроме того, только специалисты могут провести сравнительный анализ существующих характеристик и параметров дороги с требованиями СНиПов и ГОСТов (например: ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допускаемому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТ 23457-86 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения", ГОСТ 13508-74 (СТ СЭВ 5864-87) "Разметка дорожная", ГОСТ 26804-86 "Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия", ГОСТ 25695-91 "Светофоры дорожные. Типы. Основные параметры", ВСН 24-88 "Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог", СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", ГОСТ 3.06.03-85. "Автомобильные дороги"), а также дать квалифицированную оценку влияния всех перечисленных факторов на безопасность дорожного движения.<BR><BR><B>Наш друг светофор</B><BR>По словам Сергея Евтюкова, необходимо отслеживать все изменения нескольких параметров. Так, важны не только состояние дорожного покрытия проезжей части и обочин, но и значение коэффициентов сцепления, сопротивления перемещения транспортных средств на поверхности дороги (обочины), условия видимости, геометрические особенности участка автодороги (продольный и поперечный уклоны, радиус закругления, ширина проезжей части), обустройство автодороги техническими средствами регулирования дорожного движения (дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры). По словам Сергея Евтюкова, необходимо отслеживать все изменения этих параметров автодороги и исследовать их на предмет степени влияния на общую безопасность дорожного движения.<BR>Сил и средств тех организаций, которые фиксируют и исследуют конечные стадии развития ДТП, на проведение экспертной оценки участка автодороги может и не хватить. Не хватает квалифицированных специалистов и хорошей техники. Необходимо создавать базы данных технического состояния всей сети автодорог, постоянно следя за изменением их технического состояния.<BR><BR><B>Методики оценки</B><BR>По мнению Сергея Евтюкова, в качестве экспертов можно привлекать инженеров-дорожников. Сочетание узконаправленной специализации отделов дорожных организаций при должном техническом оснащении дает необходимый эффект. На базе группы предприятий "Дорсервис" при научной поддержке специалистов СПбАДИ создан отдел, занимающийся решением вопросов, связанных с оценкой общего технического состояния автодорог, включая и оценку технического состояния средств организации дорожного движения.<BR>Работа квалифицированных специалистов с богатым опытом работы в системе дорожного хозяйства, постоянно обновляемая и дополняемая библиотека нормативно-технической документации, современные технологии, основанные на применении компьютерных программ и компьютерной графики в 3D-изображениях, -- позволяют выявить недостатки участка автодороги и дать экспертную оценку влияния таких параметров на безопасность дорожного движения.<BR>Однако только лишь практических действий для плодотворной работы и планирования мероприятий по улучшению дорожных условий недостаточно.<BR>В данный момент совместные усилия специалистов-дорожников -- практиков и сотрудников СПбАДИ (научных консультантов) направлены на создание методики проведения анализа влияния дорожных условий на безопасность движения.