Петербургская почта "позеленела" при новом менеджменте

Петербургская почта заявила о глобальных переменах. Намечены реструктуризация, сокращение и выход на рынок розничных продаж прессы. Кроме того, городские почтовики после 10-летнего перерыва вновь занялись подпиской на газеты и журналы.

<BR><BR>Петербургская почта заявила о глобальных переменах. Намечены реструктуризация, сокращение и выход на рынок розничных продаж прессы. Кроме того, городские почтовики после 10-летнего перерыва вновь занялись подпиской на газеты и журналы.<BR>Об этом в интервью "ДП" рассказал генеральный директор Управления федеральной почтовой связи Петербурга Александр Верниковский. Возглавив год назад объединенную почту Ленобласти и города, Александр Верниковский ввел зеленый петербургский конверт, добился принятия местного закона "О поддержке почты" и даже отказался переезжать в кресло своего предшественника на Главпочтамт.<BR><BR>-- Почему Вы все-таки не переехали?<BR>-- Главпочтамт -- это всего лишь одна из структур управления, хотя и центральная. Мы могли бы увязнуть в проблемах этого одного почтамта и потерять нить управления всей сетью. А это же махина -- более 11 тысяч работающих.<BR><BR>-- А как Вы оцениваете нынешнее состояние "махины"?<BR>-- Когда я принял городскую почту год назад, то (хотя, вроде бы, рядом работал, в области) удивился, что почта в ТАКОМ городе может иметь ТАКОЕ критическое финансовое положение.<BR>Проехал на Центр отправки почты по железной дороге: в области на компьютерах накладные выписывают, а здесь вручную. Из-за этого и письма долго идут. Никаких средств механизации, автоматизации -- убожество. Отделения -- сараи, глядеть стыдно.<BR>Первое же, с чем я столкнулся: Петербург в 2002 году мог стать единственным субъектом РФ, где почта перешла на ручное обслуживание. Клиент приходит, я ему квитанцию выписываю от руки, штемпель ставлю... То есть вернуться в 1975 год! Это был бы позор на всю Россию. В отделениях стояло оборудование по 30 лет, которое уже запрещено государством. К счастью, позора удалось избежать: установили 420 кассовых аппаратов, все-таки удалось купить по лизингу. Парадокс в том, что я не мог лизинг оформить, потому что почта убыточна. Пришлось решить вопрос под гарантии Минсвязи.<BR><BR>-- Сейчас положение столь же критично?<BR>-- Проблема всего одна: почту сделали государственной -- с тем, чтобы она была более доступной. Но государственного финансирования, особенно в Европейской части, не было.<BR>Поэтому почте была разрешена коммерческая деятельность: в области мы разными путями как раз и зарабатывали деньги, к примеру, продавали товары первой необходимости. И по результатам 2001 года: 3 млн рублей прибыли в области и 6 млн убытка в городе.<BR><BR>-- Много споров было вокруг аренды...<BR>-- Много споров -- это слабо сказано. Раньше была 50%-ная льгота по аренде. С 1 января арендная плата увеличилась. Уже при той аренде почта была убыточной, а тут все умножилось в 2,5 раза! Когда я вступал в должность, то даже не знал, что такой закон готовится.<BR>Пришлось идти в Законодательное собрание, объяснять: "Вы же прекрасно понимаете, что я не могу на свои услуги адекватно повысить цены -- почте тарифы устанавливает государство, и оно не увеличит их в 2,5 раза". Депутаты меня поняли -- родился закон о поддержке почты. С КУГИ было сложнее: мне начали объяснять, что необходимы деньги на решение социально важных вопросов. Поэтому почту надо убрать из центра города, от метро, с главных улиц, чтобы город мог получить больше денег от аренды. Но разве для 5 млн горожан, которым должна быть доступна наша инфраструктура, почта не выполняет социально важные функции?<BR>Мы платим людям пенсии, платим пособия, доставляем корреспонденцию. Если у токаря забрать станок, он станет эффективнее работать? По нормативам городу, напротив, не хватает еще 60 отделений связи. У меня отделение связи на Невском приносит 800.000 рублей дохода. И пользуются им не только и не столько пенсионеры, а бизнес. Как я могу его убрать?<BR>Мне говорили: какие льготы -- почта федеральная. Ну и что, что федеральная: если я не милиция, не налоговая полиция, не ФСБ, не ФСК -- значит, можно с нами поступать по-другому?<BR>Спрашивают: почему у почты должны быть льготы, если сейчас многие коммерческие структуры занимаются этой же деятельностью, тогда и им нужно дать. Что на это можно ответить? Тогда сделайте почту тоже коммерческой, чтобы быть в равноправном положении с другими участниками рынка. На меня вешают социальные вопросы: 50 млн пенсий заплатил -- ни копейки за это не получил. Протолкнули идею: почта живет за счет аренды -- сдает 70%. Я стал проверять: у меня получилось не 70%, а приблизительно 10%. КУГИ тоже посчитал, у них получилось вообще 6%... Откуда 70%?<BR><BR>-- Но, говорят, сейчас писем мало пишут?<BR>В большей степени такими услугами пользуется бизнес. Потому что любой суд принимает наши квитанции. Сейчас дальше пошло: вы, допустим, посылаете заказное письмо во Владивосток и хотите подтверждение о получении. Сами знаете, месяц может пройти, пока письмо дойдет. И почта передает письмо по электронным каналам, выступая при этом гарантом, что это вправду тот оригинал, отправленный по почте.<BR>Как я в таких условиях могу отдавать помещения? Или говорят: часть зала отдай! Да, можно, если бы мы навсегда застыли на одном уровне развития. Но почта зависит от социального положения людей. И как только у людей появляются деньги, начинаются посылки, переводы, бандероли... Сегодня у меня три кассы, а завтра мне четвертая понадобится. Я же понимаю, что площадь мне обратно никто не отдаст.<BR><BR>-- Что будете делать для выхода из кризиса?<BR>Объем работы, выполняемый аппаратами управления узлов, таков, что даже если бы у почты было все хорошо с финансами, и то бы не было смысла оставлять 12 узлов. К почтамту будут отнесены 40 отделений связи: весь Центральный район, часть Васильевского острова и т.д. Будут объединены Московский и Фрунзенский узлы, Красносельский и Кировский и др.<BR>Другой важный вопрос -- доставка внутри города. Сейчас мы сделали для этого специальный зеленый конверт, чтобы в отсутствие механизации (ну, нет у нас таких сортировочных машин, как на Западе) письма можно было бы легко выделить из общего потока и тем самым сократить процесс обработки. Поставлен вопрос доставки на второй день. Сейчас меняю кадры, делаем реструктуризацию цехов на почтамте, чтобы эта задача максимум до Нового года была выполнена...<BR><BR>-- На чем планируете зарабатывать?<BR>-- У почты были вытащены высокоприбыльные виды деятельности. А почему? Коммерческие структуры забрали доставку -- почта потеряла на этом большие деньги. Что значит "у почты нет доставки"? В чем тогда смысл почты? Во всем мире, наверное, такого примера больше не найдешь... Парадокс в чем заключался: мы платили за аренду, за тепло, за свет, а деньги получали другие. Мы даже доставкой рекламы не занимались -- во всем мире почта зарабатывает именно на этом.<BR>Но 1 июля мы начали самостоятельно заниматься подпиской -- сделали свой каталог. Теперь на почте два каталога -- "Курьера" и наш. По этому каталогу всем, кто у нас подпишется, мы будем доставлять почту и нести за это ответственность.<BR>Другое направление -- розница.<BR>Где-то будем выселять арендаторов, делать фирменные магазины с полным ассортиментом -- СМИ, открытки, канцелярские товары, книжки -- и большим доступом, как на Западе.<BR><BR>-- Сколько планируете заработать на рознице и подписке?<BR>-- Трудный вопрос. В области мы на этом зарабатываем 10 млн рублей за полгода. Здесь можно максимум в 4-5 раз больше. В городе труднее -- рынок не пустой... Почта потеряла серьезный бизнес, имея такой рынок, такую сеть! С другой стороны, конкуренция -- это хорошо. Пусть человек выбирает: будем плохо работать -- "Курьер" будет доставлять...<BR>Парадокс в том, что население до сих пор не знало, что это не почта, и с трудом понимает разницу в тех же каталогах. Одни и те же почтальоны носили, в тех же отделениях связи выдавали... Сейчас мы начинаем объяснять, что почта -- это почта.<BR><BR>-- Как дальше пойдет развитие?<BR>-- В идеале необходимо 580 млн рублей. Но транспорт и оборудование можно взять по лизингу, так что необязательно иметь все деньги сразу.<BR>Кассовые аппараты поменяли. Теперь необходимо объединить отделения в компьютерную сеть -- чтобы оператор мог работать только с клиентом, а не заниматься оформлением бумаг. Необходима база данных, чтобы можно было быстро собрать информацию о коммунальных платежах, электронных переводах. Чтобы в любом отделении можно было заплатить штрафы ГАИ и т.д.<BR>Другая программа -- по пенсионерам. Многие из них выезжают на полгода в область, и ежемесячно им приходится возвращаться за пенсиями. Если удастся решить вопрос технически, то к следующему лету они смогут получать деньги в ближайшем отделении связи. Зачем стариков гонять туда-сюда? Для этого тоже нужна сеть для быстрой передачи информации, чтобы человек, сняв деньги в одном месте, не сделал этого же в другом.<BR><BR>-- Много говорили про интернетизацию...<BR>-- В области она началась еще до того, как была принята программа "Электронная Россия". Пошел поток людей. Там предоставляются разные услуги -- не только интернет: можем научить работать на компьютере, набрать текст, размножить что-то. Пользователи, в основном студенты, малый бизнес, просматривают через интернет цены на оптовых рынках. Женщины ищут знакомства...<BR>За счет всего этого, я думаю, мы в области уже окупили затраты на компьютеризацию. В городе пункты коллективного доступа необходимы в большинстве крупных отделений связи. Чтобы человек мог выйти из дома в тапочках и посмотреть то, что нужно. Интернет-кафе здесь не помеха для нас. На Московском узле делаем пилотный проект: отдельное помещение, нормальный ремонт, множество различных услуг будет. Всего будем делать еще 17 пунктов коллективного доступа и в городе, и в области.<BR>В перспективе -- экспресс-доставка плюс товары почтой и рекламные агентства, которые будут принимать и доставлять рекламу. Все это -- планы будущего года.<BR><BR>-- Отношения между Сердюковым и Яковлевым не мешают Вам руководить объединенной почтой?<BR>-- Нет. Я деньги города и области не мешаю.<BR>