Новая глава НК по "упрощенке" ударит по схемам крупного бизнеса

С 1 января 2003 года вступает в силу глава 26.2 Налогового кодекса РФ, определяющая порядок применения упрощенной системы налогообложения (УСН). С этого же момента утратит силу федеральный Закон

<BR><BR><B>С 1 января 2003 года вступает в силу глава 26.2 Налогового кодекса РФ, определяющая порядок применения упрощенной системы налогообложения (УСН). С этого же момента утратит силу федеральный Закон</B><BR>№222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Какие изменения ждут в связи с этим налогоплательщиков?<BR>Прежде всего, необходимо отметить общую направленность нового порядка налогообложения на устранение лазеек в законодательстве, позволявших крупным компаниям минимизировать свои налоги, используя льготы для поддержки малого бизнеса.<BR>Существующий сейчас порядок налогообложения позволяет крупному бизнесу конструировать договорные схемы, в рамках которых через организации, использующие УСН, проводятся миллиардные обороты с уплатой налога по льготному порядку, предусмотренному для малых предприятий.<BR>Значительно сократятся возможности для крупного бизнеса на легальных основаниях уходить от налога на имущество, оформляя дорогостоящие активы на компании, использующие УСН. Действующий до нового года порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей, использующих УСН, и регрессивная шкала единого социального налога позволяли физическим лицам минимизировать свои налоговые отчисления до 1,5-2% от величины получаемого дохода, что практически соответствует ставкам налогов в отдельных оффшорных юрисдикциях. Новый порядок УСН существенно сократил такие возможности. Такова коротко суть новаций в применении УСН. Останавливаясь на них подробнее, отметим следующее.<BR>Согласно действующему сейчас порядку, применение УСН разрешено только для субъектов малого предпринимательства, которые определены федеральным Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства...", численность персонала которых не превышает 15 человек. Согласно новому законодательству ограничение по численности составляет 100 человек, а требование об обязательном отнесении к субъектам малого предпринимательства отменено.<BR>На первый взгляд кажется, что законодательство стало более либеральным и большему числу хозяйствующих субъектов будет разрешено применять УСН. Однако на самом деле все не так однозначно. Новая глава НК разрешает организациям применение УСН только при условии, что доля участия в них других организаций не превышает 25%. На практике это означает, что компании, принадлежащие другим малым предприятиям более чем на 25%, которые сейчас имеют право применять УСН, утратят его с 1 января. Уже отмечалось, что УСН используется многими холдинговыми структурами, так как позволяет оптимально распределить налоговую нагрузку внутри группы компаний.<BR>В свете новых положений это станет невозможно. Для ряда компаний это будет означать необходимость перерегистрации собственности на владельцев -- физических лиц. Тем же, которые по каким-то причинам не смогут на это пойти, придется отказаться от применения УСН.<BR>Важнейшим моментом является то, что в новой главе НК РФ законодатель четко определил последствия превышения лимита выручки для организаций, использующих УСН. Если раньше они могли, получив патент на применение УСН, показать за год любой оборот по реализации, и у налоговых органов не было формального права обязать их уплачивать налоги, полагающиеся при общей системе налогообложения, то с 2003 года организация, у которой объем выручки в течение года превысит 15 млн руб. или стоимость амортизируемого имущества окажется более 100 млн руб., будет обязана перейти на общий режим налогообложения и утратит право на применение УСН в последующие 2 года.<BR>Эти изменения закрывают возможности для использования весьма распространенной схемы для торгующих предприятий, когда на компанию получался патент на УСН, через нее могли проводиться любые обороты по реализации с уплатой единого налога в размере 6,33% от наценки, на следующий год компания переводилась на общую систему налогообложения, а в схему вводилась новая, получившая патент на УСН.<BR>Первый удар по таким схемам был нанесен решением Петербургского городского суда, признавшим ряд положений Закона Санкт-Петербурга "О порядке применения упрощенной системы налогообложения..." не соответствующими федеральному законодательству. Если ряд структур мог рассчитывать на то, что со следующего года сможет вернуться к подобной схеме, хоть и с налогом по более высокой ставке, то принятие главы 26.2 Налогового кодекса РФ эти иллюзии развеивает.<BR>Важным шагом в борьбе со злоупотреблениями крупного бизнеса с применением "упрощенки" является то, что с 1 января 2003 года УСН не смогут применять организации, стоимость амортизируемого имущества которых составляет более 100 млн рублей.<BR>Это лишает ряд структур возможности использовать весьма распространенную схему оптимизации налога на имущество путем регистрации права собственности на дорогостоящие объекты основных средств на компании, использующие УСН.<BR>Новое законодательство также упразднило такое понятие, как "стоимость патента на применение УСН". С 2003 года и организации, и индивидуальные предприниматели будут уплачивать налог в зависимости от показателей деятельности. Это устраняет неравенство между субъектами предпринимательства, так как по действующему законодательству налоговые платежи предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, фактически не зависят от их выручки: можно иметь оборот на несколько сотен рублей или на миллионы -- сумма налоговых платежей остается одинаковой.<BR>С 1 января их налоговые обязательства будут рассчитываться так же, как у организаций, и возможности для снижения фактической налоговой нагрузки на предпринимателя до 1,5-2% будут ликвидированы.<BR>Как видно, несмотря на то, что из нового законодательства исключено положение, согласно которому УСН могли применять только субъекты малого предпринимательства, фактически его положения направлены на борьбу со злоупотреблениями со стороны крупного бизнеса.<BR>Упрощенная система фактически останется специальным налоговым режимом, предусмотренным для малого бизнеса, только теперь не по формальным, а по фактическим основаниям. (Л.Аг.)