"Непродаваемы творенья, но можно символы продать"

В продолжение темы рубрики "Мнения и комментарии" "ДП" №161(1270) "Ангела продают, но неизвестно за сколько" хочу высказать свое мнение.

<BR><BR>В продолжение темы рубрики "Мнения и комментарии" "ДП" №161(1270) "Ангела продают, но неизвестно за сколько" хочу высказать свое мнение.<BR>К не так давно отпразднованному юбилею Пушкина одно из петербургских издательств выпустило в свет однотомник поэта под названием "Полное собрание художественных произведений". На обороте титульного листа, там, где указывается "копирайт", рядом со знаком охраны авторского права издательство поместило свое название и год издания -- 1999. Тем самым издатель ничтоже сумняшеся проинформировал, что он обладает исключительными авторскими правами на все произведения Пушкина, представленные в книге! Нечто подобное происходит с творениями Фальконе и Захарова.<BR>Зарегистрировав в качестве товарного знака изображения кораблика на шпиле Адмиралтейства и памятника Петру I (Медного всадника), СПбГУП "Дирекция юбилейных торжеств" оповещает деловую общественность о том, что ему принадлежат исключительные права на любое коммерческое использование любых (!) изображений этих исторических городских символов и что права на использование могут быть переданы другим юридическим лицам после прохождения "обязательной регистрации" в дирекции и соответствующей оплаты. Правда, положение о расценках, как нам сообщили, еще не разработано.<BR>Но так же, как и произведения великого поэта, Медный всадник и кораблик на здании Адмиралтейства давно являются согласно Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах" общественным достоянием (после истечения срока действия авторского права на них как на произведения изобразительного и архитектурного искусства). И лишь то их графическое изображение, которое получило регистрацию "Роспатента", -- и никакое другое -- не может быть использовано без разрешения владельца этих торговых марок, т.е. Дирекции юбилейных торжеств. Поэтому нельзя согласиться и с утверждением директора ЗАО "Усков и партнеры" Вадима Ускова о том, что "... введение товарных знаков -- это всего лишь исправление брака в законодательной работе". Запрещение коммерческого использования изображений этих символов города не только неправомочно -- безнравственна сама идея этой акции, выраженная теми, кто делает бизнес на 300-летии города, броским слоганом "памятники Петербурга будут работать. На себя". Эти и другие памятники Петербурга уже не одно столетие "работают" -- на культуру городской среды, жителей Петербурга, на имидж самого города. А на них, на памятники, пусть работают (т.е. охраняют, реставрируют и пр.) те, кто обязан: КГИОП и другие ведомства и предприятия городской администрации.<BR>Между прочим, насколько известно, даже парижские власти, при свойственной французам меркантильности, не решились зарегистрировать всемирно известный символ столицы -- Эйфелеву башню -- в качестве торговой марки и запретить использование любых ее изображений в коммерческих целях.<BR>Кстати, и с одним из официальных символов города тоже не все в порядке, если говорить о его использовании. Утвердив Уставом Петербурга "Гимн великому городу" (музыкальный фрагмент из балета "Медный всадник" Рейнгольда Глиэра) в качестве официального гимна, наши законодатели не озаботились приобретением прав на произведение у наследников композитора (по крайней мере, информации об этом не было). А ведь авторское право на это произведение действует до 2006 года! Более того: объявив без согласия наследников конкурс на написание текста к "Гимну великому городу", наши законодатели не подумали, что здесь они тоже нарушают авторское право на произведение, которое, к тому же, создавалось как инструментальное и не предназначалось для исполнения со словами.<BR>А вообще, если следовать логике юридических советников губернатора, получается, что "Гимн великому городу", звучащий на платном балетном спектакле "Медный всадник" без разрешения администрации, будет нарушением законодательства?<BR>Как пишет г-н Усков, ставшее "итогом длительной работы" распоряжение губернатора об охране упомянутых выше исторических символов (включая и ангела на Петропавловке, но, насколько известно, он еще не зарегистрирован "Роспатентом" в качестве торговой марки) создало так называемый "механизм защиты". Чего и от кого?<BR>В общем, три века Северной Пальмиры и ее символы -- это, по выражению одного из петербургских СМИ, товар для пополнения городского бюджета. Другими словами, "непродаваемы творенья, но можно символы продать". Кстати замечу, что приведенное в предыдущем предложении словосочетание "Три века Северной Пальмиры" является зарегистрированной торговой маркой Информационно-издательского агентства "ЛИК".<BR>Владимир Левтов,<BR>генеральный директор Информационно-<BR>издательского агентства "ЛИК"<BR>