Петербургские ядерные контейнеры выходят на российский рынок

В Петербурге успешно завершены испытания транспортно-упаковочного комплекта металлобетонного контейнера (ТУК МБК) для сухого хранения облученных сборок для атомных электростанций с реакторами РБМК-1000.

<BR><BR>В Петербурге успешно завершены испытания транспортно-упаковочного комплекта металлобетонного контейнера (ТУК МБК) для сухого хранения облученных сборок для атомных электростанций с реакторами РБМК-1000.<BR>Испытания проведены Государственной комиссией под руководством концерна "Росэнергоатом" при участии Минатома России, Госатомнадзора России, головного разработчика -- ФГУП "КБСМ", изготовителя -- ОАО "Ижорские заводы" и других заинтересованных организаций. Испытания подтвердили безопасность ТУК МБК при хранении и транспортировке и открыли возможность внедрения их в серийное производство.<BR>Заказчиком изделия является "Росэнергоатом", точнее говоря, ГП "Ленинградская атомная электростанция" (ЛАЭС), с апреля 2002 года входящая в состав концерна.<BR><BR><B>Некуда девать</B><BR>Востребованность подобных контейнеров, стоимость каждого из которых определяется сотнями тысяч долларов, весьма велика. Тепловыделяющие сборки ядерных реакторов канального типа эксплуатируются кроме ЛАЭС на Смоленской и Курской АЭС, а также в некоторых научных учреждениях.<BR>Сейчас на АЭС первого и второго поколения накоплены десятки тысяч облученных тепловыделяющих сборок, которые хранятся в специальных бассейнах. "Мокрое" хранение на станциях считается временным до того, как в России будут созданы специальные предприятия для хранения и переработки отработанного топлива РБМК.<BR>Такие полигоны созданы только для ядерных отходов, поступающих с кораблей ВМФ. Транспортно-упаковочные комплекты имеют двойное предназначение, то есть позволяют и транспортировать сборки к месту переработки, и достаточно долго хранить их в "сухом" виде.<BR>"Сейчас на ЛАЭС идет строительство разделочного цеха, в котором отработанные сборки будут перегружаться в контейнеры. Потребность предприятия в контейнерах будет зависеть от мощности этого перегрузочного комплекса, -- пояснил руководитель управления по связям с общественностью ГП "Ленинградская атомная электростанция" Сергей Аверьянов. -- По предварительным оценкам, их требуется несколько сотен в год".<BR><BR><B>Под вопросом</B><BR>Не исключено, что "Росэнергоатом" закажет серию не Ижорским заводам, а другому предприятию.<BR>Такая история уже была с контейнерами ТУК МБК-ВМФ, предназначенными для отработанного ядерного топлива, выгруженного с атомных подводных лодок. "Военно-морские" контейнеры были побочным продуктом разработок ТУК для АЭС, но были запущены в производство раньше их. Опытно-установочную партию в 48 штук выпустили Ижорские заводы, а серийный заказ отдали северодвинскому ФГУП "Севмашпредприятие".<BR>В отличие от контейнеров ТУК МБК-ВМФ, заказ на которые был централизованным и финансировался из федерального бюджета, "гражданские" контейнеры будут заказывать сами атомные электростанции исходя из своих потребностей и финансовых возможностей. Российским контейнерам при этом придется выдержать конкуренцию с немецкими: фирма GNB продвигает на российский рынок собственные разработки, специально предназначенные для сборок реакторов РБМК.<BR>Однако немецкие контейнеры дороже и не учитывают специфику технологии обращения с МБК, создаваемой специально для российских контейнеров.<BR>"Благодаря нашему ноу-хау (применению в конструкции высокопрочного бетона, обеспечивающего как его прочность, так и защиту от радиации) наши контейнеры отвечают всем требованиям по обеспечению безопасности, определяемым нормами Российской Федерации и рекомендациями МАГАТЭ, обеспечивая безопасную эксплуатацию на протяжении всего жизненного цикла существования атомных станций, -- поясняет главный конструктор КБ специального машиностроения Владимир Гуськов. -- Мы практически не сомневаемся, что Ленинградская атомная электростанция закажет контейнеры на Ижорских заводах. Курская АЭС, скорее всего, построит собственное производство".