Ювелиров призвали работать для народа

Показ конкурсных изделий предварила демонстрация костюма из коллекции Этнографического музея. "Платье невесты", сплошь расшитое украшениями, призвано было напомнить об огромном значении украшений в российской культурной традиции и подчеркнуть важность обр

<BR><BR>Показ конкурсных изделий предварила демонстрация костюма из коллекции Этнографического музея. "Платье невесты", сплошь расшитое украшениями, призвано было напомнить об огромном значении украшений в российской культурной традиции и подчеркнуть важность обращения молодежи к своим корням. Однако участники конкурса предпочли своим корням чужие. Не вняв Корнею Чуковскому, убеждавшему "не ходите, дети, в Африку гулять", молодые ювелиры создавали "Зов Африки" и "Тайны пирамид". Иным ближе "Японский журавлик" (воплощенный в браслете), венецианский карнавал (гарнитур "Рождение стихии") и "Мотивы древности", навеянные магическими образами древних инков, майя и ацтеков. Загадочный "Божок" (латунь, агат, стекло), по мнению его создателя, помогает исполнить желания и поверить в чудо. Молодежи нравится создавать "Игрушки для взрослых": кольцо-дуэт "Танец" состоит из двух частей, "он" -- опора, "она" -- хрупкая и без него упадет. Игра жизни и игра форм позволяют им существовать как вместе, так и по отдельности. Вдохновляет молодежь и физика: ток, бегущий по проводам, воплотился в кулоне "Электрон".<BR>Конкурс был приурочен к грядущему 300-летию Петербурга, и местные художни-ки-ювелиры постарались отразить петербургский стиль и петербургские пейзажи в своих произведениях. Строки Федора Тютчева "о Север, Север, чародей" нашли практическое воплощение в серебряной пряжке для пояса в форме паруса; многочисленные петербургские ограды -- в кулоне "Решетки Петербурга" из мельхиора с фианитами; посвящение Мариинскому театру -- в кольцах "Таланты и поклонники", одно из которых изображает танцующую фигурку балерины в пачке. Примечательны и серьги "Окна" из красного и белого золота: циркониевые светлые "окна" символизируют свет, темные "окна" из эбонита "ждут своих хозяев". Брошь "Петербургский орнамент" напоминает страничку из старинного фотоальбома с изображением "любимых уголков города".<BR>Не обошли вниманием юные творцы и такое истинно петербургское явление, как "Листопад": один из них оказался кольцом-кулоном (серебро, золото, фианит) с затейливым орнаментом из фрагментов увядших листьев, другой -- гарнитуром (стекло, леска, гербарий), в котором шуршащие серьги (одна -- до плеча, вторая -- до пояса) символизируют золотую осень -- "листья кружатся и опускаются на землю".<BR>Многочисленные ювелирные украшения, созданные молодыми мастерами, рассматривало интернациональное жюри: куратор музея города Пфорцхайме (Германия) Корнелия Хольцах, педагог ювелирного искусства из Рима Стефано Риччи, художник-ювелир из Нью-Йорка Барбара Хейнрич, член ассоциации ювелиров Италии Диего Перкосси Папи, главный специалист по новым технологиям ОАО "Русские самоцветы" Юрий Баскаков, главный художник фирмы "Каст" Вера Чернова, московский художник-ювелир Геннадий Ленцов, петербургские искусствоведы Галина Габриэль и Инна Шаталова. География участников конкурса также впечатлила: Петербург, Москва, Екатеринбург, Обнинск, Кострома, Таллин, Нью-Йорк, Калмыкия, Карелия, Якутия, Бурятия, Коми.<BR>Пока жюри решало, кому присудить призы, был объявлен 15-минутный перерыв (затянувшийся до 45 минут), и гостей пригласили побродить по залам музея. Двери в музей были приветливо открыты в течение всего представления, однако добрая смотрительница, качая головой, сообщила всем желающим взглянуть на экспозицию, что музей закрыт. Кафе тоже оказалось закрытым.<BR>По окончании перерыва были вручены призы. Однако было их так много, что даже сами награждающие запутались в номинациях и местах. Тем более, что жюри приняло решение гран-при не вручать вообще, а в некоторых номинациях не нашлось достойных на первые или вторые места. Тем не менее авторы самых интересных работ получили дипломы лауреатов, инструменты, книги и ювелирные изделия от спонсоров и услышали напутственные слова. Так, например, секретарь Ассамблеи ювелиров Петербурга призвал молодежь "создавать изделия для народа, а не для эстетов".<BR>