00:0001 октября 200200:00
11просмотров
00:0001 октября 2002
Сегодня Уставный суд Петербурга продолжит рассмотрение запроса муниципального образования "Полюстрово" о возможности участия Владимира Яковлева в очередных губернаторских выборах.
<BR><BR>Сегодня Уставный суд Петербурга продолжит рассмотрение запроса муниципального образования "Полюстрово" о возможности участия Владимира Яковлева в очередных губернаторских выборах.<BR>В качестве свидетелей приглашены вице-губернатор Петербурга Анна Маркова и председатель ЗС Петербурга Сергей Тарасов.<BR><BR><B>Нет четкости</B><BR>По мнению заявителей, Устав Петербурга не позволяет четко определить, избран ли Владимир Яковлев на должность губернатора Петербурга в мае 2000 года на первый срок или это избрание следует считать для него вторым сроком полномочий подряд. Как сообщает пресс-служба Уставного суда, на первом заседании в пятницу представитель заявителя Константин Цквитария озвучил свою позицию: Владимир Яковлев исполняет обязанности губернатора Петербурга второй срок и не может баллотироваться на этот пост еще раз.<BR>В выступлении представителя губернатора Анны Чесноковой прозвучало противоположное мнение. По ее словам, необходимо учитывать, что лишь после внесения изменений в Устав Петербурга 17 марта 2001 года Владимир Яковлев исполняет полномочия губернатора как высшего должностного лица Петербурга, а в 1996 году он был избран на должность губернатора как главы исполнительной власти. Следовательно, сейчас идет первый срок пребывания его на занимаемой должности.<BR>Анне Чесноковой был задан вопрос, считает ли она, что, следуя данной логике, и в 2000 году Владимир Яковлев был избран на должность губернатора как главы исполнительной власти, а полномочия губернатора как высшего должностного лица получил лишь в 2001 году. Таким образом, у него есть право еще дважды претендовать на пост главы исполнительной власти Петербурга. Анна Чеснокова ответила, что это вполне возможно, но пока это не обсуждалось.<BR>После выступления представителя губернатора слово было предоставлено представителю Законодательного собрания Ольге Трусковой. По ее словам, решение данной проблемы неподведомственно Уставному суду, так как Устав Петербурга впрямую не дает трактовки данного вопроса. Прерогатива решения вопроса о правомерности участия Владимира Яковлева в следующих выборах на пост губернатора -- высшего должностного лица Санкт-Петербурга -- принадлежит Законодательному собранию города.<BR>Также в качестве свидетеля был заслушан председатель юридического комитета ЗС Петербурга Виталий Калинин. По его мнению (одного из готовивших изменения в Устав в 2001 году), полномочия губернатора Санкт-Петербурга как главы исполнительной власти и как высшего должностного лица не имеют существенных различий.<BR>Председатель Уставного суда Николай Кропачев не стал комментировать ни сам процесс, ни возможное решение:<BR>"Уставной суд не вмешивается в текущий политический процесс. Мы не решаем политический вопрос о втором или третьем сроке губернатора. Мы рассматриваем запрос заявителей о толковании пункта 5 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга", -- сообщил корреспонденту "ДП" незадолго до заседания Николай Кропачев.<BR><BR><B>На уровне субъектов</B><BR>Губернатор Петербурга в соответствии с Уставом Петербурга избирается не более чем на два срока подряд. "Второй срок" Владимира Яковлева пошел в мае 2000 года. Владимир Яковлев уже объявил, что намерен выдвинуть свою кандидатуру на выборах губернатора Петербурга в 2004 году на новый срок (см. "ДП" №128/02, www.dp.ru).<BR>В июле этого года Конституционный суд (КС) РФ разрешил главам субъектов РФ и губернаторам баллотироваться на третий срок. При этом КС определил, что вопрос о сроках пребывания в должности глав тех субъектов РФ, в конституциях и уставах которых к моменту принятия этого закона существовала норма, ограничивающая их пребывание в должности двумя сроками, будет самостоятельно решаться законодательными органами этих субъектов (см. "ДП" №123/02, www.dp.ru).<BR>Оставив решение вопроса о третьем сроке губернаторов на усмотрение местных парламентов, КС тем самым фактически переложил тяжесть решения на Уставные суды субъектов федерации, в обязанности которых и входит толкование местных конституций.<BR>В Петербурге обязанность официального толкования Устава Петербурга возложена на Уставный суд. Решения Уставного суда окончательны, обжалованию не подлежат и вступают в законную силу немедленно после их провозглашения.<BR><BR><B>Коллизия на коллизии</B><BR>Юристы воздерживаются от прогнозов, однако некоторые из них отмечают, что Уставный суд Петербурга может взять за образец решение Конституционного суда (КС) РФ по делу о третьем сроке Бориса Ельцина (определение от 5 ноября 1998 г. № 134).<BR>КС, рассмотрев запрос Государственной думы, прекратил производство по делу в связи с отсутствием неопределенности в понимании, поскольку согласно представлениям всех участников избирательного процесса "Президент Российской Федерации до выборов в июне-июле 1996 года осуществлял свои полномочия первый срок и был в 1996 году избран на второй срок подряд".<BR>КС отметил, что представители юридической науки, выступившие в качестве независимых экспертов, в своих заключениях не пришли к единому мнению по вопросам о том, как определяется срок полномочий органов власти.<BR>Если же Уставный суд примет решение не в пользу губернатора, то Владимир Яковлев будет обязан его выполнить, но остается возможность того, что представители прогубернаторских фракций в Законодательном собрании внесут поправки в Устав Петербурга и тем самым позволят губернатору переизбираться.<BR>Тем более, что опыт постсудебной правки Устава Петербурга у депутатов есть -- 15 июня 2001 года Уставный суд назвал датой выборов апрель 2003 года. Cегодня нормы Устава уже пересмотрены законодателями, и выборы назначены на 8 декабря 2002 года. Однако суд принял решение, оно вступило в законную силу и обжалованию не подлежит.<BR>Таким образом возникла коллизия, позволяющая федеральным органам вмешиваться в предвыборный процесс в случае, если он отклонится в нежелательную для президентской "вертикали власти" сторону.<BR>Аналогичная ситуация может сложиться и с выборами губернатора Петербурга.<BR><B>Справка</B><BR>Уставный суд должен был появиться еще в 1998 году, сразу после вступления в силу Устава Санкт-Петербурга. Но назначение на должности судей состоялось только 14 сентября 2000 года. А присягу они принимали 20 сентября. В первый год работы в Уставный суд было около 10 обращений, на сегодняшний день -- 35.<BR><BR><BR><B>КОММЕНТАРИЙ</B><BR>В 1996 году был принят Закон "О системе органов государственной власти Санкт-Петербурга", который гласил, что "администрацию Петербурга образуют глава органа исполнительной государственной власти (администрации), то есть губернатор -- председатель правительства Петербурга, канцелярия губернатора, правительство Санкт-Петербурга, отраслевые и территориальные органы администрации".<BR>В Уставе Петербурга, принятого в 1998 году, прописано, что администрация города является постоянно действующим исполнительным органом госвласти. В ее структуру входят глава администрации -- губернатор, правительство Петербурга, канцелярия губернатора, отраслевые и территориальные органы администрации. Правами юридического лица обладали только канцелярия губернатора и отраслевые и территориальные органы. Таким образом, администрация Петербурга не являлась высшим органом исполнительной государственной власти, а глава администрации не был высшим должностным лицом субъекта РФ.<BR>В 1999 году в силу вступил федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", который предусматривал в субъектах РФ наличие высшего исполнительного органа власти, а также позволял Конституции и Уставному суду ввести должность высшего должностного лица, которого в Петербурге на тот момент не было.<BR>Ведь губернатор выбирался в 2000 году как руководитель администрации Петербурга, а не высшего органа исполнительной власти.<BR>Поэтому в начале 2001 года были внесены поправки в Устав Петербурга, и губернатор был признан высшим должностным лицом города, а администрация получила статус высшего исполнительного органа государственной власти с правами юридического лица.<BR>Федеральный закон 1999 года запрещает одному и тому же лицу выбираться на должность высшего должностного лица субъекта РФ более двух сроков подряд. Закон распространяется на первый срок из числа двух возможных для любого лица, в том числе для человека, занимающего на момент вступления закона в силу должность высшего должностного лица, которым Владимир Яковлев не был.<BR>В Уставе Петербурга говорится, что одно и то же лицо не может быть губернатором более двух сроков подряд, если иное не предусмотрено федеральным законом -- который гласит, что первый срок начинается при избрании после 19 октября 1999 года. Таким образом, у губернатора есть право избираться еще раз в качестве высшего должностного лица Петербурга. Толковать Устав Петербурга имеет право Уставный суд, но он не имеет права трактовать федеральный закон.<BR>Между тем, Конституционный суд 9 июля 2000 года разъяснил, что субъекты РФ могут самостоятельно решать вопрос о том, с какого момента отсчитывать первый срок высшего должностного лица".<BR><BR><B>Подготовила</B><BR><B>Екатерина Фомичева</B>