Машиностроители создали гильдейский союз

Сегодня, 26 сентября, будет объявлено о регистрации Российского союза машиностроителей (РСМ). Новая ассоциация призвана отстаивать интересы отрасли на внешнем и внутреннем рынках.

<BR><BR>Сегодня, 26 сентября, будет объявлено о регистрации Российского союза машиностроителей (РСМ). Новая ассоциация призвана отстаивать интересы отрасли на внешнем и внутреннем рынках.<BR>Как следует из учредительных документов, цель РСМ -- "содействие стабильному развитию российского машиностроения, координация предпринимательской деятельности, представление общих интересов и прав членов РСМ", а также "выработка и внедрение общих правил и стандартов предпринимательской деятельности". Учредителями союза выступили 11 крупнейших российских машиностроительных компаний со всей России. Петербург в РСМ представлен заводами-"тяжеловесами", входящими в структуру холдингов национального масштаба: "Объединенные машиностроительные заводы", "Силовые машины", "ИСТ", "Новые программы и концепции".<BR>Нетрудно заметить, что в РСМ "рядом" оказались конкуренты и даже прямые противники. Скажем, между предприятиями группы "ИСТ" и холдинговой компанией "Новые программы и концепции" шла борьба за право строительства эсминцев для ВМС Китая; "Энергомашкорпорация" имела имущественные претензии к "Силовым машинам".<BR>Возможно, именно поэтому на роль президента РСМ избрали фигуру нейтральную, но обладающую определенным политическим авторитетом -- Ивана Силаева. Бывший премьер-министр Российской Федерации (1990-1991 гг.) в последние годы возглавлял Международный союз машиностроителей. Предполагалось, что в эту организацию войдут предприятия из разных стран, объединенные технологическими цепочками с советских времен. Однако Международный союз машиностроителей фактически так и не заработал.<BR><BR><B>Кому что</B><BR>Новый союз имеет подчеркнуто национальный характер, и основным направлением его деятельности будет лоббизм. Кроме того, РСМ призывает компании к взаимодействию в сфере разработки, производства и реализации своей продукции. Учредители обращают внимание на сверхмягкие условия членства в Союзе. РСМ будет построен по "гильдейскому" принципу: он не накладывает никаких дополнительных обязательств на его участников.<BR>Большинство членов РСМ уже состоит в других профессиональных объединениях (РСПП, ТПП, Ассоциация станкостроителей и пр.), и выходить оттуда не собирается. Стратегические и краткосрочные программы развития будет разрабатывать Координационный совет из 40 человек. В совете четыре подразделения, отвечающие за законотворчество, стандартизацию, международные связи и региональные проблемы.<BR>Одной из главных задач РСМ провозглашает выработку принципов профессиональной этики. Меры воздействия на нарушителей этих принципов весьма ограничены. Это лишь общественное порицание и, как крайняя мера, исключение из членов Союза.<BR>Компании вступают в РСМ по разным причинам. Например, глава "Новых программ и концепций" Борис Кузык считает, что таким образом можно приблизить науку к производству: "Мы рассматриваем РСМ как полигон для реализации новых идей. В дружественной, но требовательной обстановке они проходят самое лучшее испытание".<BR>"Проблемы у всех российских машиностроителей примерно одинаковые, и от их зрешения выигрывают все. Поэтому противоречия между членами РСМ не должны влиять на совместную работу", -- уверен директор департамента внешних связей группы "ИСТ" Антон Лаптев.<BR>"Я думаю, если бы мы смогли правильно объединиться, чтобы нормально выражать наши интересы, то смогли бы достичь успеха. И не в надежде на то, что в Правительстве очень умные люди, которые помогут нам выйти из темноты, а в уверенности, что мы -- самые лучшие из того, что есть в российской экономике.<BR>Мы, поработав над собой, сможем стать номером один, а не номером два, или три, или четыре", -- заявил по поводу создания РСМ генеральный директор ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" Каха Бендукидзе.<BR>