Всемирная торговая организация изменит правила игры на российской таможне

Россию можно назвать не только страной рискованного земледелия, но и страной рискованного таможенного законодательства. Условия ведения бизнеса постоянно меняются, а таможенные правила по скорости изменений можно сравнить лишь с налоговым законодательство

<BR><BR>Россию можно назвать не только страной рискованного земледелия, но и страной рискованного таможенного законодательства. Условия ведения бизнеса постоянно меняются, а таможенные правила по скорости изменений можно сравнить лишь с налоговым законодательством.<BR>Из факторов, влияющих на транспортировку при международных перевозках, шесть из 10 опрошенных руководителей петербургских предприятий на первое место ставят несовершенство таможенного законодательства. Ситуацию может исправить лишь стандартизация и унификация процедур таможенной очистки, а также четкая организация таможенных и разрешительных служб.<BR><BR><B>Закон что дышло</B><BR>Сегодня в России отношения, так или иначе связанные с таможенными тарифами, регулируются несколькими десятками законов. Кроме того, существует более 4 тысяч подзаконных актов, порой противоречащих друг другу, что заставляет участников внешнеэкономической деятельности оформлять бесчисленное количество разных документов. Естественно, что консолидированный единый закон будет громадным шагом вперед.<BR>Ныне действующий Таможенный кодекс был издан в 1993 году; сейчас он во многом устарел и требует переработки. Более 2 лет назад проект нового Таможенного кодекса был принят депутатами Госдумы РФ в первом чтении. В ноябре 2001 года проект кодекса, с учетом предложенных правительством поправок, поступил в Госдуму для подготовки к рассмотрению во втором чтении.<BR>Существует еще один вариант Таможенного кодекса, который разработал депутат Госдумы Валерий Драганов. Как отмечают в ГТК, проекты этих документов имеют принципиальные различия. Так, в правительственном варианте Таможенного кодекса на первое место ставятся вопросы обеспечения экономической безопасности государства. В варианте, который был предложен Драгановым, на первое место ставится свобода торговли.<BR><BR><B>Нужда заставит</B><BR>Есть шанс, что таможенная политика России будет пересмотрена в связи с планируемым присоединением страны к Всемирной торговой организации (ВТО). Правила этой организации предусматривают приведение национального законодательства к нормам ВТО.<BR>Рассмотрение в Госдуме поправок к новому Таможенному кодексу запланировано на октябрь 2002 года. Принятие кодекса во многом снимет проблемы по присоединению России к ВТО.<BR>Позицию российского бизнеса в отношении нового Таможенного кодекса вырабатывает рабочая группа Российского союза промышленников и предпринимателей по вступлению России в ВТО и таможенной политике. В группу входят представители ключевых отраслей (агропромышленного комплекса, банковского и страхового секторов, нефтяной, металлургической, автомобилестроительной, машиностроительной и других отраслей), заинтересованных ведомств (ГТК, МЭРТ, Госстандарт), депутаты Госдумы, ученые и независимые эксперты. Выработанные предложения будут направлены на то, чтобы новый кодекс способствовал внешнеторговой деятельности России и ее отдельных предприятий.<BR>Возглавляет рабочую группу председатель совета директоров ОАО "Северсталь" Алексей Мордашов. По его мнению, большой проблемой для российского бизнеса является бессрочность проведения ряда таможенных процедур, что приводит к простою товара на таможне. Для промышленных предприятий это подчас осложняет работу сразу в двух направлениях. "Им приходится "пересекать границу" не только при отправке своей продукции, но и при ввозе импортного оборудования, сырья, материалов", -- говорит Алексей Мордашов.<BR><BR><B>Вода камень точит</B><BR>Понемногу и чиновники Государственного таможенного комитета приходят к мысли о необходимости пересмотра таможенной политики России. Так, ГТК подготовил предложения по существенному сокращению сроков таможенного оформления товаров при пересечении российской границы. Как сообщил заместитель председателя ГТК Юрий Азаров на форуме "Россия в ВТО: интересы, перспективы, последствия", предложения по либерализации российского таможенного законодательства содержатся в правительственном варианте Таможенного кодекса.<BR>"Если пока таможенное оформление происходит в течение 10 дней, то вскоре этот срок можно будет сократить до 3 дней", -- сообщил Юрий Азаров. Он заявил также, что ГТК предлагает ввести в таможенную практику принцип управления рисками, в соответствии с которым компания -- участник внешнеэкономической деятельности оформляет таможенную декларацию, перевозя товар через границу без задержек на таможенных терминалах, и только затем проходит процедуру окончательного таможенного оформления грузов. "Таможня не должна быть впереди: должно идти движение товаров, а за ним -- таможня", -- подчеркнул чиновник. Мысль о том, что внешнеэкономическое таможенное законодательство должно развиваться в сторону уведомительного, а не разрешительного характера, для представителей ГТК можно считать революционной. Заместитель председателя ГТК сообщил, что из законодательства планируется устранить пошлину в размере 0,15% от стоимости товара за услуги таможенного оформления, а "брать сборы по себестоимости таможенных услуг". Он также отметил, что в проекте кодекса будут более четко прописаны условия перемещения через границу "товаров интеллектуальной собственности"; кроме того, целая глава посвящена движению автотранспорта через границу.<BR>