00:0017 сентября 200200:00
17просмотров
00:0017 сентября 2002
"Почему фата так называется, почему руки у невесты должны быть закрыты, какого цвета должно быть свадебное платье?" -- вопросы не праздные, а праздничные.
<BR><BR>"Почему фата так называется, почему руки у невесты должны быть закрыты, какого цвета должно быть свадебное платье?" -- вопросы не праздные, а праздничные.<BR>Раз в жизни правильный ответ на них ищет каждый. Только Ольга Морозова, директор ООО "Принцесса Анна", уже все давно знает. И не потому, что выходила замуж несколько раз, а потому что вот-вот станет директором первого в России Музея свадьбы, который открывается в ЗАГСе Московского района.<BR>Пока все ценные экспонаты музея находятся в мастерской у Ольги. Она -- свадебная предпринимательница во всех смыслах этого слова. Ее фирма занимается созданием свадебных и исторических костюмов, а музей должен стать логическим продолжением.<BR><BR><B>Документальные</B><BR><B>свидетельства</B><BR>Музей -- дело серьезное. Проблема с помещением уже решена, экспонаты собраны и совсем скоро они отправятся на атрибуцию (экспертизу) в Павловский дворец -- музейные вещи должны иметь соответствующие документы. Сама Ольга Морозова, кажется, готова часами рассказывать о собственных коллекционных приобретениях. Среди них -- веера, свадебные туфли, перчатки, галстуки, сумочки, комплекты приданого, документы и, конечно, свадебные платья. Предполагается, что коллекция будет постоянно пополняться, Ольга любит приобретать экспонаты в антикварных салонах или, что называется, "с рук". Как известно, коллекционеры -- люди особые, и чем больше человек увлечен своей коллекцией, тем больше ему везет. Ольга считает, что ей очень повезло, она познакомилась с семьей, чьи предки жили в Петербурге начиная с XIX века. Семья Караваевых передала ей интереснейшие документы своих прапрадедушек и прапрабабушек. "Практически вся экспозиция музея будет создана на истории этой семьи, сохранившиеся документы дают довольно ясное представление, что и как тогда было", -- рассказывает Ольга Морозова. Среди бумаг семьи Караваевых (в некоторых документах их фамилия пишется "Короваевы") -- фото супругов, приглашение на их помолвку, на обручение, свидетельства о рождении их детей.<BR>Свадьба Караваевых состоялась в 1899 году, и сразу после нее новобрачная Мария Караваева начала вести дневник. В коллекции Ольги Морозовой эта небольшая книжка тоже присутствует. "В основном она пишет о ежедневных событиях. События, в принципе, обычные, только произошли они 100 лет назад. Вот, например, такая замечательная запись: "Сегодня в 3 часа 25 минут ночи мне Бог дал дочь... имя дали -- Надежда", -- читает Ольга Морозова.<BR><BR><B>Запах истории</B><BR>Любительница свадеб начала приобретать экспонаты для будущего музея весной этого года. По ее словам, денег, которые уходят на пополнение коллекции, ей ничуть не жаль, хотя некоторые вещи стоят недешево. Например, обычную свадебную фотографию 1904 года Ольга приобрела за $200. Впрочем, иногда удавалось приобретать уникальную вещь практически за бесценок. За одно из наиболее дорогих платьев со шлейфом, датированное примерно 1900 годом, пришлось выложить $500. В коллекции есть не менее ценное платье, но его Ольга купила всего за 1500 рублей.<BR>"Очень многие приходят по объявлению в газете, приносят свадебные платья. Но я не все их покупаю. Мне интересны платья до 1990-го года, потому что после уже начали привозить китайские платья, и появилась возможность шить из зарубежных материалов. А это уже другая, не моя история. Меня интересует все, что касается петербургских свадеб. Поэтому когда мне говорят: "У меня есть платье с германскими кружевами", мне оно не интересно. Мне ценно, чтобы платье, например, было сшито в Ленинграде, а ткань была сделана на нашем "Красном Знамени" или из знаменитого капрона 1980-х годов, за которым приходилось в свое время буквально гоняться", -- поведала Ольга Морозова. С благоговением демонстрирует она "глухое" свадебное платье начала XIX века цвета слоновой кости. Потом показывает странное, с рюшами, похожее на детское, послевоенное свадебное платье. Еще есть коротенькое простенькое капроновое платьице 1962 года, серебристое вычурное платье из парчи 1970-х годов... Всего платьев пока не больше десяти.<BR>Особенной любовью Ольги пользуются атласные туфельки 1850-года. "Это же пушкинские времена!" -- восклицает она. Туфельки были куплены в антикварной лавке за $200, они действительно потрясающие -- маленькие, будто кукольные.<BR><BR><B>Своя дорога</B><BR>Ольга Морозова любит и ценит все приобретенные вещи за то, что у каждой -- своя судьба и свой владелец, о котором, возможно, тоже со временем станет известно. Несколько знакомых свадебной предпринимательницы, заразившись ее энтузиазмом, сидят в библиотеках, работают с архивами, ищут любую свадебную информацию.<BR>"В музее обязательно будут проходить экскурсии, я планирую также открыть сайт музея, где информация будет постоянно обновляться, и выпустить книгу о петербургских свадьбах и обычаях", -- делится Ольга Морозова планами. В значимости и востребованности своего музея она не сомневается: "Я беседовала по этому поводу даже с Владимиром Яковлевым, он поддерживает мою идею".