00:0017 сентября 200200:00
46просмотров
00:0017 сентября 2002
Ленинградская область намерена взять весь петербургский мусор под свой контроль.
<BR><BR>Ленинградская область намерена взять весь петербургский мусор под свой контроль.<BR>До конца года на выездах из города будут организованы так называемые посты аналитического контроля. Затраты на их оснащение в 2002 году составят 0,5 млн рублей. Всего на семи постах, сопряженных с постами ГАИ, будут работать около 50 человек. Планируется, что они круглосуточно будут контролировать все мусорные машины, выезжающие из города.<BR><BR>Сергей Орлов,<BR>начальник департамента госконтроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области:<BR>"Организовав посты аналитического контроля, которые будут фиксировать количество отходов, поступающих на территорию области, мы получим четкую и достоверную информацию о масштабах ввоза отходов. А самое важное то, что каждое транспортное средство, выходящее с территории Петербурга, должно будет иметь необходимый пакет документации. Эти документы подтвердят, что машина идет на конкретный полигон в специально отведенное место для утилизации отходов, а не вывалит мусор в близлежащем леске. И если машина не дошла до свалки, то, значит, мусор был выброшен где-то на стороне. Соответственно, организация-нарушитель будет подвергнута административному взысканию, размеры которого можно будет определить по транспортным документам, сопровождающим этот груз. Штрафные санкции достаточно серьезные. Если гражданин выбросил мусор в лесу, то штраф составит 3-5 МРОТ, если должностное лицо -- 5-10 МРОТ, и если юридическое лицо -- 50-100 МРОТ. Кроме выплаты штрафа организация-нарушитель должна будет заплатить за ущерб, нанесенный окружающей среде, и за свой счет привести в порядок загрязненную территорию. Основная проблема состоит в сложности выявления таких организаций. Тем не менее с введением постов аналитического контроля эта проблема будет частично снята. Кроме того, непосредственно по мусорной куче можно установить, какая организация его вывезла. В мусоре обязательно найдутся какие-то бумаги и т.д., которые укажут на принадлежность к конкретной организации.<BR>В 2003 году за счет средств Экологического фонда планируется провести инвентаризацию всех действующих в области свалок, проверить наличие на них необходимой природоохранной документации. По нашим данным, только санкционированных свалок на территории области находится 146, а реально действует около 400. В ближайшее время мы собираемся получить более точные цифры. Каждая такая свалка должна иметь определенный пакет документации. На ней должен вестись четкий учет видов мусора и его источников. К сожалению, на некоторых свалках мы выявляем пренебрежительное отношение к этим требованиям.<BR><BR><B>Мусорный сад</B><BR>Целый комплекс проблем возникает с садоводствами. Главное, что предстоит сделать, -- создать единую систему перемещения отходов на территории Ленинградской области. При выезде из садоводств нетрудно заметить, что мусор лежит кучами. Соответственно, если людям удобно выбрасывать мусор в этом месте, то руководство садоводства должно позаботиться об установке здесь контейнера. На этот счет принято Постановление об обращении с отходами на территории садоводств. Из бюджета области выделены деньги на проведение работ по определению количества отходов, которые образуются на каждом садовом участке за сезон. Соответственно, надо учитывать, что в зимний период установка мусорных контейнеров в садоводствах нецелесообразна. Осуществление этой задачи требует длительного времени. В 2002 году мы лишь приступили к ее решению.<BR>Что касается свалок вокруг поселков, то здесь основная ответственность за регулирование данного вопроса ложится на местные власти. Только им известно реальное положение вещей. Губернатор Сердюков не должен решать вопрос установки мусорного бачка -- это задача местных властей".<BR><BR><B>Неизвестность</B><BR>"Точно сказать, сколько в Ленинградской области образуется твердых бытовых отходов (ТБО), не сможет никто, так как четкого мониторинга пока не существует. Промышленные предприятия обязаны предоставлять природоохранную документацию, из которой можно получить сведения об объемах производимого ими мусора. Объем городских отходов, размещаемых на территории области, значительно больше того, который образуется непосредственно в Ленобласти. На сегодняшний день точных данных о количестве ввозимых в область городских отходов нет, поэтому возникает целый ряд проблем. Для их решения в ближайшее время будет создан информационно-аналитический центр при нашем комитете. Этот центр будет заниматься мониторингом перемещения отходов на территории области и всем комплексом вопросов, связанных с организацией контроля за "мусорными путями".<BR>Ежегодно количество отходов в области увеличивается. К сожалению, наше общество начало движение к менее экологически ориентированному поведению. Это связано с тем, что появилось много различных материалов, которые плохо или вообще не разлагаются, как, например, пластик. Кроме того, в Ленобласти постепенно увеличивается население, на территорию области с каждым годом выезжает все больше горожан, что, соответственно, отражается и на количестве бытового мусора.<BR><BR><B>Контроль</B><BR>В августе при департаменте госконтроля создана инспекция Леноблэкоконтроль. Поскольку у Ленинградской области появились новые полномочия по контролю за природопользованием, возникла необходимость в создании этой структуры, которая осуществляла бы реальный контроль, в том числе и за размещением отходов.<BR>Все европейцы платят за то, что выбрасывают мусор. У нас менталитет другой: считается, что все должно быть на халяву. И если в садоводствах образуется мусор, то их руководители должны позаботиться об оплате его вывоза. Проблема мусорных свалок на территории Ленинградской области возникла ввиду слабого контроля со стороны органов Госкомэкологии. Деньги выделялись в основном на ликвидацию свалок. В этом году планировалось затратить 18 млн рублей. Таким образом, занимались следствием, а не причиной. Сейчас мы пересматриваем эту тактику. А основная причина сложившейся ситуации -- отсутствие у многих природопользователей необходимой природоохранной документации. Соответственно, они не хотят платить за собственные отходы.<BR>В задачи инспекции Леноблэкоконтроль входит целый комплекс мер по улучшению ситуации. Во-первых, нами вводится полный учет природопользователей, так как каждый хозяйствующий субъект, осуществляющий свою деятельность на территории Ленинградской области, является так или иначе производителем отходов. А таких природопользователей в области множество. Только во Всеволожском районе, по данным налоговой инспекции, зарегистрировано 6 тысяч юридических лиц. После завершения этого учета и наличия у всех фирм природоохранной документации мы можем определить, кто и какое количество отходов образует".<BR><BR><B>Комментарии</B><BR><BR>Борис Прохоров,<BR>заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области:<BR>"Проблема отходов является приоритетной для нашего комитета. Сейчас готовится программа по обращению с отходами в Ленинградской области, где особое внимание будет уделено взаимодействию Петербурга и Ленинградской области в деле размещения отходов.<BR>Планируется строительство полигонов для складирования твердых бытовых отходов. Пока в Ленинградской области не планируется строительство ни мусороперерабатывающих, ни мусоросжигательных заводов ввиду их нерентабельности в современных условиях. На проектирование, строительство новых полигонов, ликвидацию несанкционированных свалок в бюджете Ленинградской области в 2003 году предусмотрено 38 млн рублей, что в 1,5 раза выше, чем в 2002 году".<BR><BR>Елена Зиновьева,<BR><B>главный специалист Комитета</B><BR><B>по природным ресурсам</B><BR><B>и охране окружающей среды</B><BR>Ленинградской области:<BR>"Ленинградская область имеет огромную площадь, поэтому наиболее приемлема система специальных полигонов складирования твердых бытовых отходов (ТБО). Возить отходы из Лодейнопольского района на переработку на МПБО-2 просто нерентабельно. Непосредственно на этих полигонах часть ТБО будет сортироваться.<BR>Строительство трех полигонов началось в этом году, а сроки ввода их в действие будут зависеть от финансирования.<BR>Петербург и Ленинградскую область в отношении мусорного вопроса сравнивать нельзя. Еще в советское время городу выделялись значительные суммы для решения мусорной проблемы. Были построены МПБО-1 и МПБО-2, которые в свое время были передовыми не только в СССР, но и во всей Европе. Другое дело, что технологии устаревают, состав мусора изменяется, его количество увеличивается. Но, по крайней мере, в Петербурге есть достаточно большой опыт работы с отходами. В Ленинградской области многое приходится начинать с нуля.<BR>Сейчас в области сложилась довольно сложная ситуация со свалками, многие из которых выработали свой ресурс. Традиция размещения отходов на свалках идет еще с постановления Совмина СССР в 1960-х годах, когда для свалок предназначались овраги, земли, непригодные для сельского хозяйства, которые отдавались для этих целей без всякой инженерной подготовки. Естественно, за 40 лет требования природоохранного законодательства изменились, поэтому на сегодняшний день эти свалки надо закрывать и рекультивировать. Сейчас на свалки поступают такие виды мусора, за которыми раньше велось тщательное наблюдение. Это, например, автомобильные шины. Раньше существовала система обязательной сдачи использованных покрышек.<BR>К сожалению, на МПБО-2 тарифы для областных отходов очень высоки -- 70 рублей за м3. По решению собрания председателей муниципальных образований Всеволожского района около 5 рублей оплачивает население, соответственно, остальные 65 рублей должны идти из бюджета муниципального образования.<BR>В области неплохо налажена система переработки нефтесодержащих отходов. Этим занимаются ООО "Экомаркетинг" и ООО "Экопром плюс". Изношенную полиэтиленовую пленку перерабатывает предприятие "Ленагроснаб". Сейчас мы активно работаем с проектом, поддерживаемым правительством Ленинградской области, который подразумевает внедрение технологии переработки куриного помета в биоудобрение. Поскольку в Ленинградской области огромное количество птицефабрик, то образуется значительное количество куриного помета, который в непереработанном виде может представлять экологическую угрозу". (А.Н.)