Учись, мой сын, ведь завтра будет поздно

Рынок труда мобилен настолько, что любые долгосрочные прогнозы становятся недостоверными. Именно поэтому популярность не столько высшего, сколько второго высшего образования, профессиональной переподготовки и дополнительного профессионального образования

<BR><BR>Рынок труда мобилен настолько, что любые долгосрочные прогнозы становятся недостоверными. Именно поэтому популярность не столько высшего, сколько второго высшего образования, профессиональной переподготовки и дополнительного профессионального образования неуклонно растет.<BR>Раньше, чем нынешние студенты закончит 5-летнее обучение и получат перспективную квалификации, рынку могут потребоваться совершенно другие работники. "Учись, мой сын, и легче и яснее державный труд ты будешь постигать", -- говорил Борис Годунов в одноименной трагедии Александра Пушкина. Сейчас слова исторического и литературного персонажа верны лишь отчасти. В XXI веке учиться надо постоянно.<BR><BR><B>Статистика не лжет</B><BR>За прошедший год свою квалификацию повысили более 1,19 млн человек. Среди них специалисты и руководители предприятий различных форм собственности, государственные служащие, уволенные военнослужащие и члены их семей, незанятое население, выпускники вузов. В стране насчитывается более 1,5 тысячи учреждений дополнительного профессионального образования. Профессиональную переподготовку прошли более 89 тысяч человек.<BR>Потенциальные масштабы деятельности дополнительного профессионального образования в России огромны. В стране насчитывается 350 городов с населением около 20 тысяч человек, 350 городов -- с населением 20-50 тысяч человек, 160 городов -- с населением 50-100 тысяч человек, около 170 городов -- с населением более 100 тысяч человек, не говоря уже о городах с многомиллионным населением.<BR>Повышать свою квалификацию требует развитие экономики страны в целом, и Петербурга в частности. Петербургские чиновники, ответственные за анализ ситуации на рынке рабочей силы в городе, неоднократно отмечали, что ситуация близка к катастрофической. Не хватает как специалистов, так и низкоквалифицированных рабочих. Необходимо в срочном порядке проводить реформу профессионального образования или придется открывать границы страны перед иммигрантами из стран третьего мира.<BR>Так, переподготовка стала основным принципом программы 2002-2003 годов Департамента федеральной службы занятости по Ленобласти. Эта программа направлена на то, чтобы максимально "разгрузить" биржу труда. Сейчас в Ленинградской области действует 49 кадровых центров. В нынешнем году обучение в них прошли около 1,8 тысячи человек.<BR>По словам руководителя Департамента Федеральной службы занятости по Ленобласти Владимира Рожкова, с развитием экономики стали нужны специалисты в машиностроении и строительстве, других отраслях промышленности, не хватает даже водителей. Не все, кто стоит на бирже, имеют такие специальности, вот почему приоритетная задача службы занятости -- подготовить требуемые экономике кадры.<BR><BR><B>Бухгалтеры на коне</B><BR>Если верить данным, подготовленным Министерством образования РФ за 2000-2001 учебный год, то наибольшей популярностью у слушателей в системе дополнительного профессионального образования пользовался бухгалтерский учет и аудит. В пятерку лидирующих направлений вошли также менеджмент, государственное и муниципальное управление, управление персоналом и юриспруденция.<BR>Если говорить о нынешнем состоянии второго высшего образования в России, то за последние годы Россия в этой сфере сделала мощный рывок вперед. Это связано прежде всего с развитием рыночных отношений и интеграцией в мировую экономику, в результате чего появился реальный спрос на высококвалифицированные кадры. Второе высшее образование, как никакая другая образовательная ступень, стремится к интеграции в мировое образовательное пространство: идет постоянный обмен опытом в виде программ обмена преподавателями и студентами. Можно с уверенностью сказать, что, приходя во второе высшее образование или повышая свою квалификацию в российских учебных заведениях, клиенты получают образование мирового уровня.<BR>