Язык доведет до Киева, а два -- до Парижа и приличной зарплаты

Рынок обучения иностранным языкам в Петербурге стабилизируется и систематизируется. Спрос неуклонно растет, преподаватели повышают квалификацию, студенты становятся более ответственными.

<BR><BR>Рынок обучения иностранным языкам в Петербурге стабилизируется и систематизируется. Спрос неуклонно растет, преподаватели повышают квалификацию, студенты становятся более ответственными.<BR>С этим согласились участники круглого стола "Обучение иностранным языкам в Петербурге". Круглый стол прошел 26 августа 2002 года в редакции газеты "Деловой Петербург". Участники обсудили ситуацию на рынке обучения иностранным языкам, поговорили о преимуществах традиционной формы преподавания и экспериментальных методик, строили прогнозы на будущее.<BR><BR>Евгения Стендер, менеджер компании Students Internatio-nal:<BR>"Наша компания оказывает помощь желающим получать образование за границей. Необходимо отметить, что из всего спектра образовательных услуг, которые могут выбирать наши клиенты, наибольшей популярностью пользуется обучение иностранным языкам. Эта услуга востребована, потому что люди за границей попадают в языковую среду и иной раз тратят месяц на тот объем знаний, которые бы они приобрели, изучая язык здесь в течение 3 месяцев. Помогает языковая среда.<BR>За 10 лет существования нашей компании заметен рост спроса. Существует некоторая сезонность, поскольку учить язык за рубежом хотят в основном студенты. В ближайшее время недостатка в желающих учить язык за рубежом не будет.<BR>Отрадно видеть, как растет информированность клиентов. За рубежом существует огромное количество учебных заведений, предлагающих разнообразные специализированные курсы. Тем не менее очень часто приходят студенты, которые уже знают, в какой конкретной школе они хотели бы учиться. Это говорит о том, что они владеют информацией о зарубежном рынке".<BR><BR>Валерий Тимофеев, директор Негосударственного образовательного учреждения (НОУ) "Центр гуманитарных исследований "Конвенция":<BR>"В начале 1990-х годов на рынке спрос заметно превышал предложение. В нашей компании формировалась очередь на тестирование и порой возникали даже скандалы с потенциальными студентами, которых не устраивало, что запись откладывалась на месяц или два. Сейчас рынок в смысле спроса и предложения сильно изменился. В Петербурге действует не менее 100 школ. Примерно 70 из них -- это постоянно меняющиеся школы. Они появляются, пропадают, потом могут через 2-3 года опять появиться, снова пропасть. Остальная часть -- вполне серьезные организации.<BR>Сильно изменился и спрос. В начале 1990-х годов спрос был главным образом со стороны больших научно-исследовательских институтов и фирм, которые были готовы обучать по 200-300 человек одновременно. Оставались еще "старые" деньги, и казалось, что их будет много. Вторая большая категория клиентов -- будущие эмигранты. Они вспоминали о том, что необходимо учить язык, лишь когда были куплены билеты.<BR>Нынешние студенты гораздо серьезнее. Я не говорю о тех, кто покупается на слоган "Английский за 7 дней". Людей, которые готовы платить за то, что их профессионально будут обманывать, еще достаточно много. Сейчас все больше людей способны адекватно оценивать методы, при помощи которых они могут достичь поставленных целей.<BR>Преподаватель и студент должны найти общий язык. Студент должен понять, что за него никто учить язык не будет, только тогда мы, как профессиональная школа, подберем максимально эффективные методики, учебники и преподавателей, которые будут наилучшим образом отвечать конкретным целям и задачам.<BR>За последние 40 лет понятие "традиционная методика" изменилось до неузнаваемости. То, что еще 10 лет назад казалось ужасно авангардным, сейчас может оказаться совершенно традиционным. Иногда изменения кажутся колоссальными, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что изменились лишь название и способы описания метода, а не сам метод.<BR>Поскольку тенденция к оздоровлению рынка достаточно очевидна, нашим клиентам в ближайшее время следует ожидать повышения цен в несколько раз. Пока средние цены в Петербурге чрезвычайно низки. Существуют также демпинговые цены так называемых государственных школ".<BR><BR>Руслан Раевский, директор по учебным программам компании "Интеллект-Тур":<BR>"В основном наши клиенты -- это взрослые люди. Приходят и школьники, но возраст большинства студентов -- от 25 до 45 лет. Это наиболее энергичный возраст, время, когда люди активно строят свою карьеру.<BR>Деление на традиционные и экспериментальные методики достаточно условно. Все зависит от того, с какой стороны мы смотрим. Например, коммуникативный подход к изучению английского языка нельзя однозначно причислить ни к одной из методик. Я считаю, что хороша любая методика, если достигается конечный результат. Человек должен говорить правильно. Он должен достигнуть тех целей, которые он перед собой поставил. Выбор методики я бы оставил на усмотрение специалистов. Преподаватель как врач, его задача -- объяснить пациенту варианты развития событий. Пациент выбирает сам, на что у него есть деньги. Хорошо, когда есть много вариантов.<BR>Уверен, что в ближайшее время будет возрастать спрос со стороны корпоративных клиентов. Спрос вырастет примерно на 20%. Будет также возрастать спрос на специальные индивидуальные программы. Поскольку, когда люди занимаются в группах, они получают лишь часть необходимых знаний. Нужна специальная программа, что будет востребовано".<BR><BR>Наталья Загурская, директор по обучению Международной языковой академии:<BR>"Рынок переполнен теми, кто хочет учиться. Нам не приходится отказываться от клиентов, поскольку рынок предлагает большое разнообразие курсов. За последнее время очень повысилась квалификация преподавателей, появились много хороших учебников. Спрос на услуги языковых школ постоянно растет.<BR>Растет спрос на так называемое корпоративное обучение. Руководство петербургских компаний в последнее время стало внимательно следит за тем, чтобы их работники знали язык.<BR>Сейчас только в Международной языковой академии проходят обучение сотрудники 25 крупных петербургских компаний. Я считаю, качественные изменения "корпоративного" спроса произошли года 3 назад. Большинство слушателей, особенно это касается корпоративного сектора, знают, что им надо. Из значительного числа различных методик наибольшей популярностью пользуются традиционные формы преподавания.<BR>Мне кажется, что в группе традиционные методики лучше работают.<BR>Спрос, конечно, будет расти, тем более что люди будут изучать не один, а два или три языка. Скорее всего, они придут учиться в уже знакомую им языковую школу.<BR>Так что рынок будет стабилизироваться и систематизироваться. На плаву останутся более сильные компании".<BR><BR>Денис Рунов, ведущий научный сотрудник Runov School:<BR>"Приятно осознавать, что рынок изменился. Между школами и крупными компаниями, которые обучают иностранным языкам, возникает определенная корпоративная среда. Лет 5 назад меня, например, бездоказательно называли мясником, который встал к хирургическому столу. Сейчас хамства уже нет, рынок стал более цивилизованным. Мерилом отношения участников рынка друг к другу становится профессионализм. Хотя мне известно около 200 компаний, занимающихся преподаванием иностранных языков, заметных компаний всего 20-30.<BR>Изменился слушатель. Люди стали гораздо грамотнее выбирать. Они гораздо лучше стали понимать, что такое изучение иностранных языков, несмотря на то что организации, которые предлагали "Английский за 7 дней" или метод Илоны Давыдовой, не исчезли. В прогрессе человеческой цивилизации лень остается одним из главных доминирующих факторов. В лени ничего плохого нет. Мы сейчас садимся в автомобиль, давим на педаль и преодолеваем расстояние, которое нам пешком пришлось бы идти полжизни. Но существуют психофизиологические ограничения. Информация усваивается мозгом только в том случае, если мозг с ней работает. Так что работать придется.<BR>Хотя технологически наша цивилизация изменилась очень сильно, методы обучения остались на уровне Аристотеля. Кпд образования на сегодняшний день, по мировой статистике, составляет 7%. Наука доказывает, что у памяти есть колоссальные ресурсы, что существует возможность алгоритмизировать материал таким образом, что можно изучать значительно больше. Наш мозг оперирует значительно меньшим объемом информации, чем тот, которым потом описывается эта информация. Здесь и лежит колоссальный ресурс совершенствования системы обучения. Необходимо приспособиться к виду подачи информации, который естествен и нормален для мозга.<BR>Традиционные и так называемые экспериментальные методы идут разными путями к одной и той же цели и в результате приближаются к естественному алгоритму. Только здесь и находится способ усовершенствования систем обучения. В будущем мы можем учиться примерно в 15-20 раз быстрее, чем мы учимся сегодня. Необходимо лишь развить технологии обучения, которые дадут такую возможность.<BR>Сегодня в мире, особенно в европейских странах, довольно заметно падает спрос на английский язык. Это связано с созданием Евросоюза и с падением экономической привлекательности США. Через 1-1,5 года эта волна докатится до нас. Поэтому спрос на английский язык в пропорции будет несколько понижаться относительно спроса на немецкий язык и русский язык для иностранцев".<BR><BR>Елена Кисленкова, академический директор компании "Эдукацентр":<BR>"Наличие шарлатанов не является необходимым условием развития рынка. Да, иногда человек может сопоставить негативный опыт и прийти в нашу школу за позитивным опытом. Но бывает и другая реакция. Человек говорит: "Я уже обжегся, я уже не хочу заниматься английским языком. Я не способен. Я лучше найму себе переводчика". В этом смысле шарлатаны, наверное, играют для нас плохую службу.<BR>Я бы хотела отметить профессионализацию рынка, причем с обеих сторон -- со стороны преподавателей, и со стороны студентов. Некоторое время назад все преподаватели начинали с академических методов, с учебников, которые отражали язык 50-летней давности. Сейчас мы используем более современный язык. От преподавателя требуют знания как реалий, так и языка электронной переписки, и деловой практики. Мы владеем методами работы с учебниками и современными методами преподавания, которые учитывают достаточно много аспектов.<BR>Люди, которые приходят учиться, как правило, знают, чего они хотят. Если они хотят учиться за рубежом, то им нужны знания для определенных экзаменов. Если они хотят новую работу, то знают, какие аспекты языка им нужны. Они ищут профессионализма, и главный критерий -- результат, который они получат. Клиенты ориентированы, как правило, на что-то очень практичное -- повышение по службе или должность в совместной компании. Меньше стало людей, главная цель которых -- уехать за границу. Сейчас гораздо больше людей стараются найти работу в России.<BR>Рост спроса обусловлен тем, что сейчас иностранные языки необходимы почти во всех сферах. Сейчас даже медсестра может рассчитывать на то, что будет работать за границей или здесь, в специализированном медицинском центре, где необходим будет иностранный язык.<BR>Значительная доля слушателей обучается сейчас по программам корпоративного обучения. Я разделяют мнение о том, что скоро английский язык утратит свое доминирующее положение и важнее будет знать несколько языков. Но это произойдет не раньше чем через 1-2 года. Английский язык останется международным языком, поэтому сильное падение спроса прогнозировать не стоит".<BR>Ирина Саврухина, директор по маркетингу и продажам компании IQ Consult-ancy:<BR>"За последние 5-6 лет повысился не только профессионализм студентов, но и средний уровень владения иностранным языком.<BR>Рынок корпоративного обучения не ограничивается только английским языком, и более 25% корпоративного обучения составляет обучение другим европейским языкам. Корпоративные клиенты более конкретны в своих задачах, которые они ставят перед персоналом. Различные уровни ответственности требуют различных навыков. Например, презентационные и письменные навыки необходимы менеджерам, а для директоров или менеджеров по связям с общественностью нужны навыки устной презентации.<BR>За последние годы изменились не только цели студентов. Налицо более четкое представление позиционирования на рынке методик преподавания.<BR>Что касается методик, я бы выделила традиционные, авторские и экспериментальные методики. Традиционных методик две -- грамматико-функциональный подход и коммуникативная методика. Авторские программы вышли из коммуникативной методики и ставят перед студентами более конкретную задачу. Результат же экспериментальных методик неизвестен до конца. Возможно, по этой причине 80-85% студентов, изучающих иностранные языки, не хотят ставить на себе эксперименты.<BR>Из тенденций развития рынка я бы выделила две. Первая -- усиление крупных фирм и поглощение ими мелких компаний. Вторая -- снижение доли английского языка. Увеличится ассортимент европейских языков, а также в ближайшие 2-4 года на рынке появятся азиатские языки. Из европейских языков второе место будет занимать немецкий язык, затем финский. Остальные языки -- французский, испанский -- будут представлены в одинаковой пропорции. Из азиатских языков вырастет роль китайского языка. Вырастет спрос на индивидуализированные программы, курсы узкой направленности. Увеличится доля преподавания русского языка иностранцам".<BR><BR>Мария Бомаш, заведующая языковыми курсами Немецкого культурного центра им. Гете:<BR>"В последнее время изучение немецкого языка вызывает больший интерес, чем раньше. Сейчас одного иностранного языка недостаточно. Чтобы найти достойное место в Петербурге, необходимо знание по меньшей мере двух, а то и трех языков.<BR>Немецкий культурный центр им. Гете открыл курсы немецкого языка в Петербурге в 1995 году. Очень быстро курсы пришлось расширить. Мы начинали с трех групп разного уровня, сейчас у нас занимается больше 20 групп. Учебный год разбит на три семестра, за семестр мы обучаем примерно 600 человек. Но спрос мы не удовлетворяем, потому что у нас нет помещений.<BR>Раньше приходили в основном представители старшего поколения, которые эмигрировали в Германию. Теперь наши слушатели -- это большей частью молодежь, очень много студентов, которые хотят учиться в Германии.<BR>На наших занятиях применяется коммуникативная методика, адаптированная для российского слушателя. Ее разрабатывали для Германии, для людей, которые занимаются вместе в многонациональных группах. Кстати, заставить человека говорить на немецком языке, когда все в группе говорят по-русски, не так просто. Но, поскольку люди сейчас действительно настроены на результат, их проще убедить в том, что такая методика им нужна.<BR>Спрос на немецкий язык, безусловно, возрастет, я думаю, что примерно на 50%. Кроме того, возрастет спрос на изучение иностранных языков за рубежом. Материальное положение стабилизировалось, и люди согласны инвестировать деньги в образование, тем более если это образование за рубежом".<BR><BR>Карина Миляновская, директор по рекламе и связям с общественностью НОУ Denis' school:<BR>"Около 50% слушателей требуют от нас не только общих знаний и разговорной практики, но элементов профессионального английского языка. Они с самого начала приходят с целью получить язык, необходимый им для работы. Меньшее количество наших слушателей до 25 лет настроены на то, чтобы учиться за границей или найти там работу. Раньше отдельного преподавателя требовали для себя единицы. Сегодня примерно 10% клиентов заказывает индивидуальное обучение. В основном такие требования связаны как с графиком работы, так и с необходимостью определенного сервиса. Анализируя эти изменения, можно утверждать, что в ближайшее время спрос на корпоративное и индивидуальное обучение возрастет примерно на 30-35%.<BR>Термин "традиционная методика" носит сейчас некоторый отрицательный оттенок, напоминает об отсталости, а жаль. Что касается экспериментальных методик, очень малый процент слушателей покупается на уникальность метода или новизну какого-нибудь курса. Методика должна быть какое-то время проверена, когда станет известно, что она дает гарантированный результат. В нашей школе все методики авторские, адаптированные на то, чтобы давать конкретный результат".<BR>