Автомобильным дорогам светит путь к самоокупаемости

В 2003 году, когда исчезнет дорожный налог, взять деньги на строительство новых трасс и ремонт старых будет негде. Кроме как у самих автовладельцев -- в виде повышенного налога на транспортные средства и увеличения количества платных дорог.

<BR><BR>В 2003 году, когда исчезнет дорожный налог, взять деньги на строительство новых трасс и ремонт старых будет негде. Кроме как у самих автовладельцев -- в виде повышенного налога на транспортные средства и увеличения количества платных дорог.<BR><BR>Протяженность российских автодорог достигает 930 тысяч км, из которых четверть не имеет твердого покрытия.<BR>Из-за нехватки дорог (для РФ необходимо минимум 1,5 млн км) и низкого качества дорожного покрытия Россия ежегодно теряет до 700 млрд рублей.<BR>Огромные потери на фоне прироста автопарка (до 10% ежегодно) требуют повышенных темпов дорожного строительства.<BR>"У нас нет другого пути, кроме как вкладывать деньги в дороги, -- считает Игорь Слюняев, первый заместитель министра транспорта РФ. -- Иначе придется вводить административные ограничения на дорогах общего пользования -- то, что пережили Европа и Америка: в четные дни разрешено ездить автомобилям только с четными номерами, а остальным -- в нечетные".<BR><BR>Денег нет, но...<BR>С 1993 года строительство российских дорог велось из средств дорожных фондов -- федеральных и региональных. Они наполнялись за счет дорожного налога, который собирали со всех юридических лиц, из условия 2,5% от оборота.<BR>С 1 января 2001 года рай для дорожников закончился -- дорожный налог уменьшили до 1%. Одновременно собранные средства стали направляться только в региональные дорожные фонды (федеральный дорожный фонд был упразднен). Это привело к снижению объемов дорожных работ практически в 2 раза.<BR>С 1 января 2003 года дорожный налог вовсе перестанет существовать.<BR>Упразднят и региональные дорожные фонды. Финансирование дорожного строительства будет осуществляться из федерального и региональных бюджетов на общих основаниях и, по расчетам экономистов, уменьшится с 214 млрд до 78 млрд рублей в год.<BR><BR><B>...есть идея</B><BR>Один из способов компенсировать потери -- зарабатывать на платных дорогах (ПД). Основные функции ПД -- предоставление автомобилистам комфортабельных услуг по передвижению автотранспорта и сбор средств за эти услуги.<BR>В России принципиальное решение о возможности эксплуатации автодорог на коммерческой основе было принято еще в 1992 году. Однако до 1998 года эта идея не была реализована из-за отсутствия законодательной базы.<BR>По закону, автодорога может быть платной при наличии альтернативного бесплатного проезда в том же направлении по другим трассам.<BR>Нормативный срок окупаемости ПД -- 5-7 лет.<BR>Передача автодорог, мостов, путепроводов и тоннелей общего пользования в эксплуатацию на платной основе ведется при условии сохранения их в государственной собственности и контроля со стороны исполнительной власти.<BR>ПД уже эксплуатируются в ряде областей страны -- Воронежской, Липецкой, Саратовской, Псковской.<BR>Живущие по соседству с Петербургом псковичи с марта 2002 года пользуются несколькими дорогами на платной основе. Их общая протяженность -- 150 км. Три пункта пропуска установлены на границах с Латвией и Белоруссией.<BR>Проезд в одном направлении стоит от 100 до 700 рублей. Плата варьируется в зависимости от категории автомобиля (легковой, грузовой) и грузоподъемности.<BR>В планах псковских властей -- ежегодно собирать за проезд по ПД 50 млн рублей, которые пойдут на ремонт и содержание этих же дорог.<BR>Платят все транспортные средства, кроме машин скорой помощи, милиции, пожарной охраны, госвласти и местного самоуправления, аварийно-спасательных и дорожно-эксплуатационных служб, рейсовых автобусов. Также проезд бесплатен для транспортных средств, зарегистрированных в Псковской области.<BR>Готовятся к появлению платных дорог и объектов в других местах.<BR>Однако прежде, чем они появятся, местным властям придется потрудиться и привести региональные законы в соответствие с федеральными.<BR><BR><B>Подождем</B><BR>Проект закона о платных дорогах в Петербурге уже разработан и находится на согласовании в комитетах администрации. "Ориентировочно на 2003 год намечено внесение проекта на рассмотрение депутатов ЗС, -- делится Олег Кащенко, заместитель председателя Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Петербурга. Однако, даже если закон будет принят, это не значит, что в городе сразу появятся платные дороги и объекты".<BR>Вероятнее всего, ПД появятся на выездах из города.<BR>По словам Олега Кащенко, в настоящее время изучается возможность строительства на концессионной основе Смоленского моста через Неву (правда, пока в РФ нет закона о концессии), а также тоннеля через Неву, в створе Пискаревского проспекта.<BR>Договор концессии подразумевает, что инвестор, построивший объект, получает его в аренду на срок, в течение которого он окупит вложения и получит определенную прибыль. Начата практическая реализация пилотных проектов по созданию подземных пешеходных переходов с привлечением средств инвесторов на этапе строительства. В числе таких проектов -- переходы у ряда станций петербургской подземки. Первый участок платной дороги протяженностью 62 км пройдет по трассе, намеченной под Западный скоростной диаметр.<BR><BR><B>На чем заработать</B><BR>Основной источник доходов от платных дорог -- сбор платы за проезд.<BR>"Дополнительные доходы поступают от сдачи в аренду земельных участков вдоль платной магистрали. Здесь размещаются объекты придорожного сервиса: АЗС, СТО, мотелей, пунктов общественного питания и торговли, офисных и складских зданий, транспортных терминалов, а также средства за размещение рекламы", -- считает Светлана Воронцова, заместитель генерального директора Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры.<BR>Средства, собранные за счет введения платного проезда, должны направляться на возврат кредитов, финансирование работ по обслуживанию и ремонту платных дорог, содержание службы сбора платы, а также на обеспечение окупаемости инвестиций и получение приемлемой для инвесторов нормы прибыли. Взимание платы основано на двух принципах. Во-первых, плата должна обеспечивать выгоду тому, кому дорога передана в оперативное управление. Во-вторых, приносить выгоду пользователям дороги, которые предпочли ее, но при этом расплатились за проезд частью прибыли, полученной за счет уменьшения расстояния, сокращения времени пребывания в пути, ускорения оборачиваемости транспортных средств, снижения расхода ГСМ, износа шин, амортизации автомобилей, сокращения убытков от возможных аварий.<BR><BR><B>Так считают в министерстве</B><BR>Игорь Слюняев,<BR>первый заместитель министра транспорта РФ:<BR>"Я сторонник того, чтобы платные дороги возводились на принципах долевого финансирования: не более 30% от стоимости проекта поступает из федерального бюджета, остальное -- деньги инвестора и заемные средства.<BR>Хозяин номер один -- это инвестор. Там, где есть платежный спрос, а интенсивность движения превышает 30 тысяч автомобилей в сутки, возможна эксплуатация дорог на платных условиях, но при наличии альтернативного бесплатного проезда. Автомобилист должен иметь право выбора: либо он едет быстро за деньги, либо медленно, но бесплатно".<BR><B>Дороги Петербурга</B><BR>По данным Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры, длина городских автодорог равна 3321,1 км. На балансе города находится 405 мостов, 35 путепроводов, 25 тоннелей, 152,5 км укрепленных набережных.<BR>Балансовая стоимость автодорог и мостов составляет 20,5 млрд рублей, то есть около 5% основных фондов Петербурга. Дороги и площади занимают 8,8 тысячи га, что составляет 6,3% от общей площади Петербурга.<BR><B>Нормативная база</B><BR>Развитие в РФ системы платных дорог подкреплено Указом Президента РФ №728 от 1998 года "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в РФ" и Постановлением Правительства РФ №973 от 1999 года "Об утверждении временных правил организации эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог и дорожных объектов и временных правил определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств".<BR><B>Выгодно водителю</B><BR>Платные дороги (ПД) появились в середине прошлого века. Они составляют не более 3% от количества всех дорог в мире. Наибольшее число автобанов -- во Франции.<BR>Это высокоскоростные трассы с качественным покрытием (от четырех до шести полос в одну сторону), разделительными барьерами, многоуровневыми развязками, развитой сетью АЗС, ремонтных мастерских, парковок и средств связи.<BR>Все развязки ПД в Европе устроены так, что въехать на трассу или покинуть ее, минуя контрольно-пропускной пункт (КПП), невозможно. КПП -- расширенный участок дороги со множеством турникетов. Часть из них -- для легковых машин, часть -- для грузовиков, а остальные -- для проезда по специальным картам.<BR>Въезд на ПД занимает 10-15 секунд -- водитель через окно нажимает на кнопку, автомат выдает магнитный билет, и шлагбаум поднимается. Чуть дольше -- на выезде: кассир считывает с билета пройденное расстояние, принимает деньги и дает сдачу.<BR>Система оплаты в Европе еще несколько лет назад была весьма пестрой. Сегодня она полностью унифицирована: любой автомобилист, колесящий по автобанам Европы (исключая Германию, где нет платных дорог), платит сбор из условия 6-8 центов за км.<BR>По отзывам очевидцев, от Барселоны до Монако, между которыми 650 км, можно добраться за 6 часов (средняя скорость -- 140 км/час), с остановками на отдых и обед. Удовольствие обойдется в 40 евро с человека.<BR>Существовали ПД и в России -- до 1917 года. Для их организации власти потребовался всего один указ.<BR>Для восстановления системы ПД после развала СССР понадобилось десятилетие и более двух десятков законов, указов и постановлений.<BR>