Российский шкаф победит импортный диван пошлинами

На мебельном рынке России продолжается рост. Но ряд игроков рынка усмотрели в этом позитивном факте изъяны.

<BR><BR>На мебельном рынке России продолжается рост. Но ряд игроков рынка усмотрели в этом позитивном факте изъяны.<BR>За первые 6 месяцев 2002 года отечественная мебельная промышленность сохранила практически тот же темп развития, что и за аналогичный период прошлого года: примерно 10% в сопоставимых ценах. Однако прирост объемов импортной мебели, по данным Госкомстата РФ, по коду "Мебель прочая и ее части" (ТН ВЭД 9403), составил чуть больше 29%, а по коду "Мебель деревянная типа спальной" (ТН ВЭД 94035) -- 65,3% к уровню прошлого года.<BR>По мнению экспертов Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, для обеспечения нормальной конкуренции и успешного развития мебельной отрасли необходимо, чтобы доля отечественной мебели на внутреннем рынке составляла около 75% (в настоящее время -- меньше 50%).<BR>Изменить ситуацию в свою пользу отечественные мебельщики рассчитывают за счет повышения цен на импортную мебель. А без Правительства, распоряжающегося ввозными пошлинами, им не обойтись. Действующая ставка таможенной пошлины составляет 20%, но не менее 0,6 евро за 1 кг. Для защиты отечественного потребителя Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России подготовила аналитические материалы, в которых доказывается целесообразность повышения специфической составляющей ввозных пошлин -- те же 20%, но не менее 1,1 евро за 1 кг. По мнению директора ассоциации Ольги Гурлевой, подобная мера позволит российским мебельщикам закрепить свое положение на внутреннем рынке.<BR>Вопрос о пошлинах будет рассматриваться в конце сентября на правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле.<BR><BR><B>Дела мебельные</B><BR>Специалисты московского Центра по развитию мебельной промышленности считают, что российский мебельный рынок еще далек от насыщения -- при потенциальном объеме $5000-6000 млн его реальный объем в 2001 году составил около $1650 млн (см. табл.). Производственные мощности отрасли в этот период были загружены всего на 59%.<BR>Оценить реальный объем импортной мебели достаточно трудно -- цифры Государственного таможенного комитета существенно отличаются от цифр стран-экспортеров (см. табл.).<BR>Первое место на российском рынке неизменно занимает Италия. По данным компании "Фонд информационных технологий", доля итальянской мебели на российском рынке в 2001 году составляла 36,1% от общей доли импортной мебели, или $54,3 млн в денежном выражении.<BR>Несмотря на стагнационное положение в отрасли, российский, и в частности петербургский, рынок мебели за последние 2 года существенно изменился. Импортная мебель в среднем ценовом сегменте заняла больше половины рынка, вытеснив продукцию отечественных производителей.<BR>В 2001 году объем петербургского рынка импортной мебели составил $120 млн. Общий же объем импорта на российском рынке в прошлом году, по данным Европейской федерации производителей мебели (UEA), составил $470 млн.<BR>Локальное же присутствие мебели того или иного производителя в точках реализации зависит в большей степени от требований рынка, но в небольшой степени -- и от желания фирмы-продавца. Исследования, проведенные Петербургской гильдией мебельщиков в крупных мебельных сетях Петербурга -- "Мебель-Сити", "Ника", "Сампсониевский", "Балтмебель", "Лэзертач", "Бубен", "Аркада", "Аквилон", "Евромебель", "Мебель на БИС", показали, что доля продаж зарубежной мебели в единицах невысока, российская мебель занимает на рынке достаточно высокую и стабильную долю. Соотношение отечественных и импортных образцов, выставленных, например, в "Мебель-Сити", составляет 7:3.<BR><BR><B>Стороны рынка: импорт</B><BR>Современный мебельный рынок формируется с помощью двух составляющих -- "мебель элитная" и "мебель для массового потребителя". Если на последней составляющей рынок строился до 90-х годов, то появление элитной мебели засвидетельствовало наступление "нового" времени и перераспределение сил внутри самого рынка.<BR>Петербургский рынок мебели класса "люкс" начал развиваться с 1992 года, после открытия первого салона итальянской мебели "АПИТ Премьер".<BR>Этот салон явился пионером в области знакомства соотечественников с возможным европейским уровнем дизайна и качества. Высокий объем продаж европейской мебели стал благоприятной почвой для появления новых салонов, в основном итальянской и немецкой мебели среднего и элитного класса -- "Ангелина", "Форма и пространство", Hall Oscar, Bulthaup, "М-Арт", "Окания" и др. Мебель, представленная в этих салонах, ориентирована на людей с высокой покупательской способностью.<BR>Салоны стараются привлечь покупателя не только знаменитыми мебельными брэндами (Minotti, Porro, De Sede, Wittmann и др.), но и качеством обслуживания и дополнительными услугами в области дизайна жилого пространства.<BR>Наряду с появлением на рынке конкурентоспособной отечественной мебели, позиционируемой в среднем ценовом сегменте, параллельно идет развитие рынка элитной мебели. Количество салонов элитной дизайнерской мебели неизменно увеличивается. Особенностью этого сегмента является то, что он несет не столько количественную оценку состояния рынка, сколько качественную. Кроме того, именно от сегмента дорогой элитной мебели зависит основной показатель объема продаж всей импортной мебели. В прошлом году объем петербургского рынка элитной мебели класса "люкс" приблизительно равнялся $40 млн -- третьей части от общего объема петербургского рынка импортной мебели.<BR>В отличие от элитной итальянской, немецкой мебели, разрабатываемой вне реалий жизненного пространства российского человека, отечественная мебель в это пространство вписывается лучше. Первая мебельная фабрика выпускает кухни для "хрущевок", которые помещаются на площади 2 м2. Студия мебели "Вендина" (СПб), специализирующаяся на детской корпусной мебели, изготавливает детские и подростковые мебельные комплексы (кровать, письменный стол и шкаф), способные поместиться даже в небольших комнатах.<BR>В среднем ценовом сегменте (до $1 тыс.) импортная мебель ближнего зарубежья (в первую очередь Украина и Белоруссия) по качеству и цене сопоставима с российской мебелью. Крупнейшим поставщиком мебели из ближнего зарубежья является Украина. По данным "Фонда информационных технологий", объем украинской мебели на российском рынке за первое полугодие 2002 года составил $11,9 млн. Объем белорусской -- около $0,017 млн.<BR>Сегодня многие небольшие российские предприятия, выпускающие корпусную мебель, работают исключительно под заказ -- такие условия диктует современный рынок. Но предприятия, уверенно чувствующие себя на рынке, предлагают покупателю уже разработанные модельные ряды мебели.<BR><BR><B>Внутренняя сторона</B><BR><B>рынка</B><BR>По словам председателя совета директоров АООТ МКО "Севзапмебель" Юрия Саркисяна, несколько десятков лучших отечественных фабрик в среднем ценовом сегменте уже могут конкурировать с зарубежными. Это такие предприятия, как подмосковные "Шатура", "8 Марта", "Моон", "Аллегро", петербургские "Севзапмебель", "Первая мебельная фабрика", "Терминал" и др.<BR>Но серьезным препятствием для покупки отечественной мебели остается менталитет российского человека. Покупателя нелегко убедить, что "наша" мебель стала не хуже импортной.<BR>Один из "работающих" способов переубеждения заключается в том, что на одной торговой площадке сконцентрировано большое количество образцов мебели от разных производителей -- отечественных и зарубежных. Покупатель имеет возможность посмотреть, сравнить качество, дизайн, цену и выбрать для себя наиболее оптимальный вариант мебели. Баланс между ценой и качеством выдержан жестко.<BR>Руководитель отдела маркетинга управляющей компании мебельных центров "Гранд" и "Три кита" Дмитрий Берман утверждает, что "уровень продаж российской продукции вырос очень сильно". И связывает это в первую очередь с повышением качества выпускаемой мебели.<BR>Больше всего мебельщики хотят убедить в качестве и доказать конкурентоспособность своей продукции небольшой прослойке российской элиты, среднему классу, а также государственным чиновникам, которые, по словам Юрия Саркисяна, пренебрегая отечественной мебельной продукцией, обставляют свои кабинеты импортной мебелью, купленной на средства бюджета.<BR>Тем не менее многим потенциальным покупателям эти доказательства не нужны. Результаты исследований "Стиль жизни среднего класса. Март-апрель 2001", проведенные аналитической группой "Эксперт МА" и группой Monitoring.ru, показывают, что у большинства респондентов, по материальному достатку относящихся к среднему классу, в квартирах представлена больше всего мебель отечественного производства. Кроме того, 41,3% респондентов заявило, что и в дальнейшем будут приобретать российскую мебель, 16,9% -- итальянскую, 10,2% -- немецкую, 8,9% -- испанскую, 5,6% -- финскую, 5,3% -- белорусскую.<BR>Майские замеры индекса потребительского настроения (ИНП), проводимые Центром развития, показали, что основной упор весной 2002 года россияне намерены были сделать на дорогие покупки. Ожидался существенный рост расходов на недвижимость, автомобили, на обновление холодильников, телевизоров и мебели. 17% людей, планировавших расходы, готовы были потратиться на покупку новой мебели, используя при этом потребительский кредит. Исследования компании "КОМКОН-СПб" показали, что более 55% опрошенных из целевой группы совершали покупку мебели более 10 лет назад и только 1% -- в первом полугодии 2002 года.<BR><BR><B>Борьба за покупателя</B><BR>К обилию мебели российский покупатель уже привык. Если 10 лет назад покупателя можно было завоевать ассортиментом или претензией на дизайн, то сегодня это уже не срабатывает. Качественная мебель предлагается достаточным количеством производителей. Поэтому отечественные мебельщики и продавцы борются за покупателя с помощью создания дополнительного сервисного поля, которое смогло бы заинтересовать, притянуть, а также защитить от некачественной продукции потенциального покупателя.<BR>Многие петербургские фирмы-продавцы участвуют в кредитной программе банка "Русский стандарт". Эта программа рассчитана на 6 месяцев и предполагает внесение первоначального взноса на сумму, составляющую не менее 20% от стоимости товара. Остальную стоимость оплачивает банк, с которым и происходят все последующие ежемесячные расчеты.<BR>В перечень бесплатных услуг фирмы-продавцы вводят выезд дизайнера на место, замер и разработку дизайн-проекта мебели под конкретную планировку квартиры, доставку и сборку готовой мебели.<BR>Кроме того, в случае возникшего конфликта между производителем (продавцом) и потребителем, связанного с вопросами качества продукции, защитой прав потребителя занимается Центр независимой потребительской экспертизы.<BR><BR><B>Стороны рынка: экспорт</B><BR>Соседство мебели различных стран-производителей на одной торговой площадке свидетельствует и о том, что российские мебельщики сегодня готовы поручиться за качество своей продукции. Подтверждением качества российской мебели является также участие в респектабельном международном съезде создателей наиболее перспективных мебельных новинок, выставке Mobelmarkt Massereport, ежегодно проходящей в Кельне.<BR>Подобное участие подталкивает мебельщиков к более активному выходу на европейский рынок. Подмосковная "Шатура", на долю которой приходится около 10% российского мебельного рынка, примерно 5% своей продукции реализует на рынках стран ближнего зарубежья.<BR>По мнению заместителя генерального директора Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Андрея Шнабеля, отечественная мебельная промышленность слаба именно в силу своей замкнутости на внутренний рынок. Поэтому выход на европейский рынок может стать своеобразной панацеей для российской мебельной отрасли.<BR>Российские мебельщики экспортируют за рубеж своей продукции на $100 млн в год, примерно 50% -- по контрактам шведского мебельного концерна IKEA. Для сравнения: Польша экспортирует на $2500 млн, Китай -- на $1000 млн, Эстония -- на $150 млн.<BR>