00:0002 сентября 200200:00
54просмотров
00:0002 сентября 2002
Природный газ становится не просто альтернативным топливом для автомобилей, но настоящим топливом XXI века. В СССР готовиться к неизбежному переходу на газ стали еще 20 лет назад.
<BR><BR><BR>Природный газ становится не просто альтернативным топливом для автомобилей, но настоящим топливом XXI века. В СССР готовиться к неизбежному переходу на газ стали еще 20 лет назад.<BR>В качестве моторного топлива используется тот же газ, что и для отопления или приготовления пищи. Природный газ, в основном состоящий из метана, является наиболее чистым и простым из углеводородов. Природный газ, применяемый как моторное топливо, выделяет меньше углекислого газа, а его использование в 2 раза сокращает выделение веществ, вызывающих парниковый эффект. Природный газ, употребляемый в качестве моторного топлива, не требует дополнительной переработки.<BR><BR><B>Безопасный метан</B><BR>Вопреки бытующему мнению, природный метан менее опасен, чем бензин и дизельное топливо. Метан действительно относится к горючим газам, однако его поджечь гораздо труднее, чем бензин. Пары бензина воспламеняются при 3000ш, а метан -- при 650ш.<BR>Метан также менее опасен, нежели сжиженный нефтяной газ пропан, так как обладает значительно меньшей плотностью и быстро улетучивается в случае утечки. При столкновении повредить автомобильный газовый баллон намного сложнее, чем бензобак. В США на газ переводят даже школьные автобусы.<BR>После переоборудования автомобиля на газовое топливо он сохраняет возможность работы и на традиционном бензине. Переход с одного вида топлива на другой обеспечивает специальный переключатель, установленный в салоне. За счет возможности использования обоих видов топлива владелец транспортного средства всегда имеет выбор при неблагоприятных изменениях цен на нефтяное или газообразное топливо.<BR>Переход автотранспортных средств с бензина на газ приобрел международный характер. Концерн Mercedes-Benz все активнее выпускает газовые автомобили как для местного рынка, так и на экспорт.<BR>За последние несколько лет в Германии построено 220 газонаполнительных станций для автомобилей. В США их общее количество составляет более 1,5 тысячи.<BR>Во многих странах мира -- Австралии, Аргентине, Италии, Канаде, Новой Зеландии, США, Франции, Японии -- действуют национальные или региональные программы перевода транспортных средств на газомоторное топливо. В первую очередь это касается городского транспорта.<BR><BR><B>Российский путь</B><BR>Для России, которая располагает примерно 40% мировых запасов газа, создание собственной программы перехода на газ в качестве моторного топлива было бы естественным.<BR>Однако федеральный Закон "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" пока не принят. Проект закона был подготовлен еще в 1993 году, но Президент отклонил его. Основная причина того, что законопроект был отклонен, -- нормативный метод, заложенный в закон. В соответствии с ним, автотранспортным предприятиям устанавливаются задания по постепенному переводу части автомобильного парка на альтернативное моторное топливо.<BR>Похожий принцип был заложен в аналогичный закон, принятый в США. Там эти задания, в зависимости от структуры и принадлежности автопредприятий, составляют от 15-33% в 1997 году до 50-90% в 2005 году.<BR>Основное отличие российского законопроекта от американского закона состоит в том, что в США установлены нормативы по закупке автомобилей, работающих на более экологически чистом моторном топливе. Российский законопроект предусматривал нормативы по переоборудованию автомобилей на газовое топливо.<BR>Вклад выхлопных газов автомобилей в загрязнение атмосферы больших городов составляет около 70%. В Российской Федерации положение усугубляется общим старением парка городских автомобилей и ввозом из-за рубежа подержанных автомобилей.<BR>При переходе на газовое топливо содержание вредных примесей в выхлопе автомобиля уменьшается в 4-5 раз. Некоторые российские регионы, не дожидаясь принятия федерального закона, разрабатывают и осуществляют свои программы перевода автотранспорта на газовое топливо. Наиболее последовательные усилия предпринимаются в Пензенской, Рязанской областях, Краснодарском и Ставропольском краях.<BR>В Москве программа перевода автомобильного транспорта на газ осуществляется с 1996 года. В столице создан механизм для реализации этой программы. Средства от льгот по налогу на прибыль аккумулируются в уполномоченном правительством Москвы Фонде экологизации транспорта "Мосэкотранс". Эти средства и используются для перевода транспорта на газ в первую очередь в тех организациях, которые подведомственны Правительству Москвы.<BR><BR><B>СССР впереди всех</B><BR>Массовая газификация автотранспорта в началась в 1980-е годы, с Советского Союза. Была разработана большая программа газификации транспорта. К началу 1990-х годов на территории бывшего СССР работало более 400 газонаполнительных станций, ровно половина из которых находилась на территории России.<BR>Сегодня на территории страны действует чуть более 200 станций. Наибольшее их число функционирует в Петербургском регионе, а также на Урале и Северном Кавказе, где наиболее остро ощущается нехватка привычного всем моторного топлива.<BR>В Петербурге сеть газозаправочных станций невелика и насчитывает не более двух десятков пунктов. Большинство из них введены в эксплуатацию в начале 1980-х годов. Общая численность автомобильного парка, использующего газ в качестве моторного топлива, в Петербурге составляет более 7 тысяч единиц. Ежемесячное число заказов на переоборудование топливных систем автотранспорта составляет около 300 и имеет тенденцию к увеличению.<BR>Основным сдерживающим фактором, влияющим на динамику продаж горючего, является невысокая надежность топливной аппаратуры. Однако в последние годы на рынке появилось несколько предложений систем, способных конкурировать с традиционными бензиновыми. Экономия на 100 км пробега для "газовых" "Икарусов" составляет до 87 рублей, "Камазов" -- до 55 рублей, "Газелей" -- свыше 80 рублей.<BR><B>Региональную программу по расширению использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива на 1999-2002 годы губернатор Петербурга утвердил в 1999 году. Программа пока не</B><BR>выполняется. По данным компании "Ленавтогаз", на использование газа не переоборудовано ни одно транспортное средство из тех предприятий, которые финансируются из городского бюджета.<BR>Использование газа позволило бы снизить затраты на закупку топлива. Цены на газ регулируются законодательно. В Постановлении Правительства РФ №31 от 15.01.93 предельная отпускная цена на сжатый природный газ устанавливается в размере не более 50% от цены реализуемого в данном регионе бензина А-76, включая НДС.<BR><B>Французы любят газ</B><BR>Наибольших успехов в деле перевода автомобилей на "газовое" топливо из европейских стран достигла Франция.<BR>Сегодня во Франции половина городов с населением более 200 тысяч жителей использует в качестве моторного топлива природный газ. В число "газовых" городов вошли Безансон, Бордо, Дюнкерк, Гренобль, Манс, Лиль, Монпелье, Нанси, Нант, Ницца, Париж, Пуатье, Страсбург, Тулуза. В настоящее время во Франции каждый третий новый автобус работает на природном газе.<BR>Немаловажным фактором, способствующим газификации автотранспорта, стала экономичность газа.<BR>Во Франции экономическое равновесие заправочной станции по отношению к дизелю достигается начиная с 500.000 м3 природного газа, что в среднем эквивалентно 20 автобусам.<BR>Показатели природного газа в случае использования отрегулированных "оптимизированных" моторов выше по сравнению с классическим топливом как в отношении мощности, так и в отношении скорости, разгона, приемистости.