Нефтетрейдеры задумались в ожидании тендеров

1 января 2003 года начнут действовать изменения ко второй части Налогового кодекса РФ, касающиеся акцизов. Городские нефтетрейдеры полагают, что нововведения в первую очередь коснутся их рынка.

<BR><BR>1 января 2003 года начнут действовать изменения ко второй части Налогового кодекса РФ, касающиеся акцизов. Городские нефтетрейдеры полагают, что нововведения в первую очередь коснутся их рынка.<BR>В ЗАО "Петербургская топливная компания" считают, что уже сейчас можно говорить о грядущем существенном изменении ландшафта петербургской розничной торговли нефтепродуктами, а также о проблемах, которые появятся при проведении тендеров на поставку топлива госпредприятиям в 2003 году.<BR><BR><B>Рассказывает Андрей</B><BR>Михеев,<BR>заместитель генерального директора ПТК.<BR><BR>-- В первую очередь хочется отметить, что положение топливных операторов на рынке было разным. Одни компании владели АЗС и нефтебазами, другие арендовали их, третьи работали лишь как посредники и т.д. Однако это не влияло существенным образом на эффективность их деятельности. Теперь же, с внесением изменений в Налоговый кодекс, законодательно закреплены различия между собственником и несобственником с точки зрения реализации товара и последующего порядка уплаты акциза.<BR>Только собственник может получить свидетельство в налоговой инспекции о том, что он является участником рынка и на него распространяется порядок начисления акцизов, предусмотренный Налоговым кодексом.<BR>Простой пример: я произвел товар и у меня есть свидетельство. Я, как производитель, имею право отгрузить этот товар покупателю, имеющему свидетельство без акциза.<BR>При этом мне начисляется акциз, который я обязан заплатить не позднее 25 числа следующего месяца.<BR>В случае предоставления документов со стороны покупателя, имеющего свидетельство, я получаю право на вычет. Если у всех участников торговой цепочки есть свидетельства, то фактически акциз будет оплачен последним розничным продавцом 10 числа следующего месяца.<BR>При реализации нефтепродуктов покупателю, не имеющему налогового свидетельства, акциз включается в стоимость сразу. Таким образом, уплачивает он его продавцу сразу, а получает от покупателя, например, если он розничный трейдер, спустя значительное время.<BR>Большинство мелких розничных операторов не имеют собственных мощностей по хранению нефтепродуктов и эксплуатируют АЗС на основании договоров аренды.<BR>Естественно, получить налоговое свидетельство они не смогут. Следовательно, они будут платить акциз сразу, уменьшая и без того небольшие по сравнению с крупными компаниями оборотные средства.<BR>Такое положение еще больше будет способствовать закреплению неравных условий на рынке.<BR><BR><B>Масса вопросов</B><BR>Но даже для компаний, имеющих собственность, остается очень много неясных моментов. Например, что подразумевается под мощностями по хранению и отпуску нефтепродуктов? Это одинокий резервуар в поле или лицензированная по всем правилам нефтебаза с аккредитованной лабораторией. Будут ли контролироваться документы, чтобы для получения свидетельства на реализацию бензинов не была "подставлена" нефтебаза, предназначенная для хранения мазутов.<BR>Каким образом в нужные сроки собрать указанные в изменениях к Налоговому кодексу документы для получения права на вычет? Учитывая, что их сбором должен заниматься покупатель, поставив соответствующие отметки в своей налоговой инспекции. А если он зарегистрирован в другом регионе? При такой ситуации у налоговых органов всегда есть возможность организовать дело так, что один и тот же акциз будет платиться участниками рынка дважды, трижды и так далее.<BR>Еще более привлекательным в новых условиях становится экспорт нефтепродуктов, позволяющий вообще вернуть уплаченные ранее акцизы. Это, естественно, будет способствовать уменьшению предложения на внутреннем рынке и, как следствие, увеличению цен.<BR>Будет ли в последующем введено обязательное требование о наличии налогового свидетельства для розничной реализации нефтепродуктов (к примеру, под лозунгом борьбы с реализацией через розничные сети прямогонных бензинов)?<BR><BR><B>Рентабельность и цены</B><BR>Теперь что касается самих ставок. Они увеличиваются на 44-45%. О чем это говорит? Очевидно, что, с одной стороны, топливных операторов подпирает платежный спрос населения и предприятий. Поэтому говорить, что ставки существенно увеличат цену нефтепродуктов, наверное, не стоит. Но в любом случае рост цен на нефтепродукты с 1 января 2003 года произойдет. Сейчас пока сложно сказать, на какую величину.<BR>Еще один важный момент. Можно смело говорить, что норма рентабельности городских операторов сократится, так как цена топлива для оператора вырастет, а потолок платежного спроса останется прежним. Сейчас средняя норма рентабельности в городе по наиболее востребованным нефтепродуктам -- дизельному топливу и 76-му бензину -- колебалась в диапазоне 5-11%. Что и так является не очень высоким показателем рентабельности.<BR><BR><B>Деньги на ветер</B><BR>Что еще хочется сказать. Почему-то налоговыми органами не принимаются к рассмотрению даже законно установленные нормы потерь, например при транспортировке нефтепродуктов. Их как бы не существует. Если я из пункта А в пункт В перевез нефтепродукты и часть из них испарилась (что является объективным критерием), то теперь даже с потерь мы будем вынуждены платить акциз.<BR>Общая практика такая, что и заводу, и железной дороге предъявить претензии по перевозке достаточно сложно. Поэтому теперь помимо фактических потерь нефтетрейдеры будут оплачивать акциз с несуществующих нефтепродуктов.<BR><BR><B>Постовой</B><BR>В законе введено понятие налоговый пост. Государство по своему усмотрению имеет право установить налоговый пост в компании, обладающей вышеуказанным свидетельством. При этом предприятие обязано предоставить ему помещение и оборудованное место -- компьютер, стол. Какая-нибудь вертикально интегрированная нефтяная компания и не заметит в финансовом отношении проблем по организации этого поста. Но для средней руки предприятия эти затраты могут стать ощутимыми. А что делать, если свободного помещения нет? Также в законе жестко не оговорено, что может делать этот инспектор, а что нет. Нет ограничений для его деятельности. В результате у этого человека появляются очень широкие полномочия. Он может вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность предприятия. С нашей точки зрения, налоговая инспекция и сейчас имеет все необходимые полномочия для контроля за деятельностью предприятий.<BR><BR>Внимание -- тендер!<BR>Особое внимание хотелось бы уделить проблеме обеспечения топливом корпоративных клиентов. У подавляющего большинства петербургских нефтетрейдеров юридические лица составляют очень большой процент от общей реализации нефтепродуктов. А они, как правило и чаще всего, являются проблемными с точки зрения оплаты нефтепродуктов.<BR>Они конечно же будут просить, как и сейчас, товарных кредитов. В результате мы будем иметь следующую картину. Вы отгрузили потребителю в кредит нефтепродукты, тем самым отвлекли оборотные средства и увеличили финансовую нагрузку. Но вам сразу придется самому заплатить акциз и потом ждать возврата денег за проданный товар. А товарные кредиты в настоящий момент составляют и месяц, и более. Соответственно, топливные операторы будут более сдержанно подходить к кредитованию своих клиентов.<BR>Осенью 2003 года городская администрация будет проводить тендеры на поставку топлива на основе документации 2002 года. Однако с 1 января 2003 года условия хозяйствования станут другими. Проведя тендеры на основе старой документации, мы будем вынуждены признать все эти тендеры несостоятельными.<BR>Поэтому с нашей точки зрения важно внести некие коррективы в тендерную документацию. В первую очередь это касается вопроса, какие компании имеют право осуществлять поставки бюджетным предприятиям. Они обязаны иметь свидетельство или нет?<BR>Для обеспечения бесперебойной работы автотранспорта бюджетных организаций важна надежность компании-поставщика. Наличие налогового свидетельства будет являться подтверждением статуса оператора и говорить о наличии у него в собственности соответствующего оборудования. В случае возникновения к нему претензий он сможет покрыть соответствующие убытки.<BR>Второй момент. Это корректировка цен на топливо. Существующие ранее проценты скидок от среднерозничной цены на нефтепродукты следует откорректировать. Особенно это касается поставок на условиях товарных кредитов. Увеличение налоговой нагрузки скажется на нормах рентабельности топливных операторов, и поставлять нефтепродукты со скидками, существующими в 2002 году, они не смогут.<BR><BR><B>Итог</B><BR>Как видите, поводов для беспокойства много. Поэтому хотелось бы провести консультации с соответствующими комитетами администрации до утверждения тендерной документации, так как последующие корректировки будут невозможными. Хотелось бы также, чтобы налоговые органы как можно быстрее разработали разъяснения по многим неоднозначным вопросам изменений в Налоговый кодекс.<BR><B>Подготовил</B><BR><B>Андрей Ершов</B>