Феномен вороны застревает на отпускниках

В российских компаниях не обращают внимания на маргинальное состояние менеджеров, вернувшихся из отпуска. Хотя, в принципе, оно могло бы стать эффективным инструментом корпоративной культуры.

<BR><BR>В российских компаниях не обращают внимания на маргинальное состояние менеджеров, вернувшихся из отпуска. Хотя, в принципе, оно могло бы стать эффективным инструментом корпоративной культуры.<BR>Менеджер, вернувшийся к родным пенатам, вызывает разную реакцию, как у себя, так и у окружающих. Он возвращается в стрессовую ситуацию. Он возвращается с естественным образом изменившимся состоянием -- и обнаруживает застывший, уже пройденный мир, хотя у него появились силы и привычка к изменениям. Топ-менеджеры, как правило, не используют отдохнувшую человеческую натуру как специальный ресурс.<BR><BR><B>Другие берега</B><BR>"На моей практике эта проблема ни разу как проблема не ставилась, -- объясняет консультант по управлению персоналом Михаил Хромов. -- Возможно, потому, что сами топ-менеджеры, отгуливая свой отпуск частями, довольно тревожно переживают, что происходит в организации, и обычно не теряют связи с компанией. Тем не менее выход из отпуска -- довольно тяжелая процедура".<BR>По мнению Михаила Хромова, было бы чрезвычайно полезно организовывать мероприятия, встречающие отпускника, -- что-то вроде поздравлений с днем рождения. Подобные процедуры уменьшали бы контраст между свободой и неволей, а также позволяли бы отпускнику почувствовать себя включенным в процесс. "К сожалению, как часть корпоративной культуры это не рассматривается", -- сожалеет Михаил Хромов.<BR><BR><B>Соглядатай</B><BR>Заряд, полученный в отпуске, может внести свежую струю в работу, если, конечно, его не аннулировать, то есть не пренебрегать "новым взглядом" менеджера.<BR>Новое лицо вносит в коллектив оживление, которое, по мнению Михаила Хромова, руководителями обычно не рассматривается как инструмент. "Можно сравнить со школой, -- размышляет он. -- Очень многие учителя не любят, когда ученики отворачиваются и смотрят в окно, "считают ворон". Тем не менее доказано, что это полезно: ученики расслабляют зрение в бесконечность". Феномен вороны, по мнению Хромова, распространяется на менеджера.<BR>Человек приходит из отпуска, остальные к тому времени утомлены, хотя, как это принято в таких культурах, как российская и американская, не признаются в этом. Тем не менее выходить из монотомии необычайно полезно, и потому неформальное обсуждение отпусков может дать свой эффект.<BR><BR><B>Защита Лужина</B><BR>По мнению Андрея Ульяновского, руководителя Высшей школы маркетинговых коммуникаций РГПУ им. Герцена, работа с менеджером после отпуска напрямую должна быть связана с типом организационной культуры, какая она -- иерархическая, творческая, рыночная или семейная.<BR>В иерархической организации, где подавляется личное начало в угоду системе, отрыв человека от производства ставит под угрозу его "винтикообразность". За время отпуска человек может оправиться и стать самостоятельной личностью. Поэтому в задачах топ-менеджера стоит необходимость навести его на понимание неизбежности дисциплины. "В такой структуре важны ритуальные беседы о планах на новый рабочий год и о месте данного сотрудника в компании", -- говорит Андрей Ульяновский.<BR>В творческой организации, по мысли Андрея Ульяновского, следует настроить личность под творческую атмосферу, обсуждать проекты, случившиеся в его отсутствие, чтобы синхронизировать личность с процессом. Особенно это касается рекламных агентств, где любое творчество целеориентированно.<BR>"Рыночная модель -- самая циничная. Здесь бытует "пинок под зад", настраивающий менеджера на выполнение конкретных планов. При этом лучше, если человек после отпуска будет выполнять не очень важное с точки зрения организации задание", -- считает Андрей Ульяновский.<BR><BR><B>Дар</B><BR>Семейные отношения, которые в российских компаниях часто смешаны с иерархическими, предполагают неформальность и личную привязанность. Здесь постотпускной период проявляется в возвращении заблудшей овцы обратно в стадо. "Рекомендуются душевные совместные беседы с чаепитием, -- объясняет Андрей Ульяновский. -- Чаепитие играет очень большую роль в российской культуре. Причем обильное, с потоотделением, и ни в коем случае не в пластиковых стаканчиках". Чаепитие как часть паблик рилейшнз, кстати, обсуждалось на "Приморском PR-барбекю", альтернативном летней конференции "Балтийский PR-уик-энд", где теоретики на практике "упивались" собственными выводами о сближающем чаепитии.<BR>"Чаепитие -- это очень интересный феномен в нашей культуре, -- считает, в свою очередь, Михаил Хромов. -- Чай люди не пьют в одиночку, он объединяет. Вообще, культура совместного принятия пищи несет в себе очень много пластов. Что касается чая -- просто думать невозможно, а вот чаепитие обусловливает мыслительный процесс. К сожалению, во многих руководителях еще сидят странные стереотипы. В ряде компаний запрещено чаевничать во время работы, считается, что сотрудники не работают, а пьют чай. Хотя это очень большое заблуждение".