Пески Финского залива блестят на солнце самоварным золотом

Летнее утро на побережье Финского залива начинается безмятежно, почти так же безмятежно, как идет бизнес на пригородных пляжах. Солнце, море песка и воды -- вот, в общем-то, и весь капитал.

<BR><BR>Летнее утро на побережье Финского залива начинается безмятежно, почти так же безмятежно, как идет бизнес на пригородных пляжах. Солнце, море песка и воды -- вот, в общем-то, и весь капитал.<BR>Остальные блага цивилизации, как-то: пляжные кафе и прокатные станции, попадаются уже чаще, но все равно еще очень редко. На самых популярных пригородных пляжах Финского залива в Курортном районе на 2 километра береговой линии приходится только одно кафе. На остальных пляжах ситуация примерно та же.<BR>По официальным данным, в Санкт-Петербурге и его ближайших окрестностях (Сестрорецке, Зеленогорске, Репино, Токсово, Комарово и др.) насчитывается 28 пляжей. Из них на побережье Финского залива -- 13. Однако цифра эта условна. И дело здесь не только в погрешностях подсчетов.<BR>"Диких" мест, вытоптанных любителями северного загара, несметное количество. Так, например, только в Выборгском районе Ленинградской области 27 водоемов и озер, около каждого из них отдыхают. В убыток официальной цифре можно вписать пригодность (непригодность) пляжей для эксплуатации. И, хотя "эксплуататоры" по мере приближения осени задумываются об их качестве все меньше, комиссии из центров Госсанэпидемнадзора до сих пор трудятся не покладая рук и на сегодняшний день дисквалифицировали треть пляжей, расположенных вдоль Финского залива. Получается, что количество мест, где проводят свое время отдыхающие-загорающие, не считал никто. Впрочем, как и деньги, которые вращаются вокруг летней воды. Об этом можно судить только по косвенным данным. "ДП" подсчитал, что за один летний месяц только забегаловки пляжей Курортного района зарабатывают около $200 тысяч прибыли.<BR><BR><B>Все начинается с земли</B><BR>Теоретически песочный бизнесмен может арендовать как пляж целиком, так и его часть. На практике второй вариант приживается значительно лучше. Кафе на пляжах худо-бедно, но открываются. А вот единственный негосударственный пляж "Пляжный рай" уже второй сезон работает на кусочке суши, арендованном ООО "Рантис" в Комарово. Последовать примеру этой компании пока никто не спешит. "Сдать пляж в аренду коммерческой организации или частному лицу -- дело непростое. И все потому, что земля федеральная", -- объясняет директор ГУ "Курортный берег" Федор Сорокин. Его организация занимается эксплуатацией всех пляжей на побережье. Но это не единственная причина, по которой пляжный бизнес функционирует преимущественно на "островках". "Если берешь пляж в аренду, нужно четко представлять, какие расходы ложатся на твои плечи. А это содержание водолазов, спасателей, медсестры, охраны и дворников. И оплата их труда не должна быть символической. Иначе не пойдут. Если же и пойдут, то посетители пляжей об их присутствии не догадаются. А о том, как в России любят мусорить, знают даже за границей. Доходит до крайностей. Наши дворники регулярно вылавливают скамейки из залива. Однажды мы решили провести эксперимент, проверить сознательность граждан: стали выдавать при входе на пляж мешки для мусора и поняли -- сознательность отсутствует: мешки возвращали единицы", -- разоткровенничалась управляющая пляжем "Кронштадтский" Любовь Хиврич.<BR><BR><B>Забор для пляжа</B><BR>В Петербурге в силу его консерватизма только один платный пляж -- на песках Петропавловской крепости. Доход от реализации билетов на этом пляже поступает в Санкт-Петербургский фонд музея города для проведения праздничных мероприятий, посвященных пресловутому 300-летию. Если же от идеализма перейти к реализму, следует отметить, что делать пляжи Питера платными не имеет особого смысла. "Огородить берег Финского залива, а вдоль забора расставить охрану?! Технически осуществить это крайне сложно, да и бесполезно. Летний сад огородили, а толку-то. Проще и рентабельнее организовывать платные услуги", -- уверен Федор Сорокин.<BR>Поэтому наиболее популярной формой получения "песчаных" денег в Петербурге стала аренда пляжных участков под торговые точки и пункты проката.<BR><BR><B>Прогулка под солнцем</B><BR>Правда, популярность этих услуг у бизнесменов относительная. По данным Управления районного хозяйства администрации Курортного района, на вверенной им территории в этом году работает 13 постоянных кафе и ресторанов и 11 временных шатров. Протяженность пляжей Курортного района составляет около 45 километров. Исходя из этих цифр несложно подсчитать плотность кафе на километр территории. Как известно, среднестатистический человек передвигается со скоростью 5 километров в час. Если чисто гипотетически предположить, что у компании загорающих возникнет желание прошвырнуться по прибрежным барам пешком, то, чтобы дойти от одного кафе до другого, потребуется минимум минут 20.<BR>"Небольшое кафе с обслуживающим персоналом в три-четыре человека и стандартным ассортиментом: пиво, соки, шашлык, два-три салата, прохладительные напитки, приносит прибыль 7-8 тысяч рублей в день. Если прибавить к этому меню мороженое, то прибыль увеличится на 1,5-2 тысячи рублей в день. В выходные очередь в 10-15 человек -- стандартная ситуация", -- делится секретами владелец кафе на пляже "Дюны" Петр Журавлев. Раскрученные рестораны, такие, как "Причал" и "У камина", зарабатывают и того больше.<BR><BR><B>Спортивный интерес</B><BR>Если кафе на пляжах встречаются просто редко, то прокатные станции -- очень редко. По данным все того же Управления районного хозяйства, в Курортном районе таких организаций всего 10. Наиболее распространен прокат лодок и катамаранов. Стоимость водного мотоцикла колеблется от $7,5 до 15 тысяч. Прежде чем техника начнет приносить прибыль, она может просто банально сломаться. "Даже в выходные солнечные дни количество посетителей не превышает 10-15 человек. Такая же ситуация складывается вокруг серфинга и парапланов", -- рассказывает управляющий прокатной станцией гидроциклов на пляже "Дюны" (г. Сестрорецк) Павел Красавин. "Дорогостоящая техника нерентабельна. Но закрываться я не собираюсь, так как продвигаю марку Bombardier. Можно сказать, борюсь за высокую идею", -- добавляет он. Гораздо проще окупить приобретение лодки ($350-400) или катамарана ($800-1000). По словам Павла Красавина, в выходной день лодки арендует 30-40 человек.<BR><BR><B>Точка на карте</B><BR>Единственный цивилизованный пляж Петербурга умудряется выживать за счет того, что на нем есть все, ну или почти все. Здесь работает прокат водомоторной техники, детские аттракционы, футбольная и волейбольная площадки, танцпол, позволяющий проводить концерты, ресторан, кафе. Принцип, которого придерживаются местные менеджеры, прост: если сегодня водные мотоциклы не пользуются спросом (например, из-за плохой погоды), за них будет "работать" ресторан. Своего рода диверсификационная структура менеджмента в миниатюре. "В своем новом амплуа пляж полноценно функционирует 1 год. Мы не считали, окуплен ли проект целиком. Однако что касается пляжного волейбольно-футбольного бизнеса -- здесь все в порядке. Обычно мы сдаем эти площадки под корпоративные мероприятия. Большой популярностью пользуются концерты и дискотеки", -- рассказывает генеральный директор ООО "Рантис" Алексей Денисов.<BR><BR><B>Подводные камни</B><BR>Однако, несмотря на благоприятное впечатление, которое оставляет "Пляжный рай", все не так безоблачно на песчаном поприще. Первый подводный камень, который виден даже с берега, -- количество солнечных дней. "От этой цифры гиперболически зависит прибыль!" -- хором восклицают пляжные короли. Подводным камень остается потому, что число "заветных" дней не знает никто, даже метеорологи. Так, например, в этом году в период с 1 (именно с этого числа официально открывается купальный сезон) по 20 июля было всего 12 солнечных дней. В прошлом году за то же время -- 21 день.<BR>О существовании всех остальных подводных камней узнают на собственной практике. "Нудистский пляж не только не приносит доходов, но и, располагаясь вблизи "обывательского", снижает прибыльность последнего", -- делится впечатлениями Павел Красавин.<BR>Кроме того, получить "золотоносное" место не так уж и просто -- застолблено уже. Например, на пляже "Ласковый" в солнечные выходные дни количество посетителей достигает нескольких тысяч. Однако здесь нет ни одной прокатной станции. Причина покрыта мраком. В остановке абсолютной секретности в ГУ "Курортный берег" корреспонденту "ДП" сообщили, что управление разрабатывает свой проект по оказанию всевозможного рода платных услуг. Однако как скоро проект будет реализован, не знает никто. (Н.Б.)