Реформаторы будят муниципалов

Поправки более чем к 100 законам будут поданы в ходе реформирования системы местного самоуправления России.

<BR><BR>Поправки более чем к 100 законам будут поданы в ходе реформирования системы местного самоуправления России.<BR>Об этом заявил заместитель министра экономического развития и торговли РФ Виталий Шипов. Важнейшая часть поправок может быть принята Госдумой уже на осенней сессии 2002 года, остальное -- на весенней сессии 2003 года.<BR>Поправки затрагивают Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, а федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" будет разработан в новой редакции. Разработкой поправок займутся 30 межведомственных рабочих групп, каждая из которых работает по своему направлению. Общую координацию осуществляет комиссия под руководством заместителя руководителя администрации Президента РФ Дмитрия Козака.<BR><BR><B>Экспертиза</B><BR>"Комиссия Козака" уже провела работу в регионах. Было получено свыше 300 предложений от различных муниципальных образований. К сожалению, анализ проектов показал, что большинство носит декларативный характер, по ним органы власти и местного самоуправления не несут ответственности за свои действия. Поэтому сейчас начнется серьезная работа экспертов, в том числе и представляющих муниципальные образования", -- комментирует Виталий Шипов.<BR>По словам заместителя Минэкономразвития, сейчас из 11.829 муниципальных образований РФ только 400 не получают субсидий из вышестоящих бюджетов: "Тот уровень власти фактически выключен из процесса принятия решений. Они не могут заниматься никаким "развитием" территорий. Да и на уровне регионов чаще всего дела не лучше. Правила игры устанавливаются только на федеральном уровне". Основные изменения связаны с "разнесением" полномочий между органами власти всех уровней и регулированием межбюджетных отношений.<BR>"Бюджетная система должна быть реформирована. Но еще важнее ввести разграничение полномочий между различными уровнями власти, -- считает Виталий Шипов. -- В настоящий момент получается, что муниципальные власти ничего не могут, но и ни за что не отвечают. Возьмем простейший пример -- финансирование работы милиции. Оно должно производиться из федерального бюджета. Но фактически милицию финансируют все три бюджетных уровня: федеральный, региональный и местный. А зачастую и другие источники, не имеющие отношения к бюджету. Действующее законодательство не дает муниципальным властям возможности обеспечивать возложенные на них обязанности. Фактически на уровне губернаторов царит произвол: захочет губернатор дать муниципалам возможность работать -- они работают, а не захочет -- все глохнет. После принятия наших поправок такое положение должно измениться. Мы хотим закрепить за муниципальными образованиями 55% бюджета, пополняемых из собственных источников. А там уж они сами будут решать, на что их направлять".<BR><BR><B>Не спать</B><BR>Одним из конкретных предложений является разграничение полномочий уровней власти по установке энергетических тарифов. Все тарифы на электричество и на тепловую энергию в том случае, когда она производится на ТЭЦ с совместной выработкой, должна устанавливать Федеральная энергетическая комиссия. Тарифы на "чисто тепловую" энергию -- администрации субъектов Федерации.<BR>Муниципалитеты же полностью отстраняются от регулирования цен на энергоносители. Это, по мнению разработчиков, должно помочь ликвидировать нерыночные барьеры в энергетической сфере.<BR>"Работа комиссии Козака и рабочих групп -- наверное, первая попытка обобщить огромный объем предложений с мест, -- сказал Виталий Шипов. -- Надо сказать, что те местные администрации, которы е сами проявят инициативу в проведении реформ, выиграют по сравнению с другими. Они получат возможность реализовать какие-то свои ноу-хау, а не будут, как это было до сих пор, сидеть и ждать, когда их начнут "реформировать".