Будущим пенсионерам предлагают рискнуть

Госдума вчера приняла в третьем чтении проект федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии", внесенный Правительством РФ.

<BR><BR>Госдума вчера приняла в третьем чтении проект федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии", внесенный Правительством РФ.<BR>В соответствии с законопроектом, до 2004 года пенсионные накопления будут аккумулироваться на счетах Пенсионного фонда РФ и инвестироваться только в государственные ценные бумаги. С 2004 года граждане смогут либо оставить свои деньги в ПФ РФ, либо доверить их негосударственным пенсионным фондам. Установлено, что участие НПФ в инвестировании пенсионных денег будет регламентировано отдельным законом, вносящим поправки в закон "О негосударственных пенсионных фондах".<BR>Пенсионный фонд РФ приготовил будущим пенсионерам три пути формирования накопительной части своих будущих сбережений. Итоговая доходность будет напрямую зависеть от того, куда будут инвестированы деньги.<BR>На прошлой неделе председатель Пенсионного фонда Михаил Зурабов презентовал пенсионную книжку и рассказал, каким образом будущие пенсионеры смогут формировать свои пенсии. Размер ее можно рассчитать следующим образом: гарантированная государством пенсия в размере 450 рублей плюс та часть, которую граждане накопят на своем счете, разделенная на 19 и количество месяцев в году. Многое будет зависеть именно от накопительной части пенсии. Уже с 1 января этого года часть единого социального налога, который платит налоговый агент (работодатель), зачисляется на пенсионные счета работников предприятия. Однако уже с 1 января 2003 года работники смогут сами решать, как им распоряжаться этими накоплениями. У них будет три пути: можно будет воспользоваться государственной программой, доверить свои средства частным управляющим компаниям, а еще через год можно будет разместить свои средства в негосударственных пенсионных фондах. Здесь все зависит от желания будущего пенсионера. Разумеется, в частных управляющих компаниях доходность выше. Правда, и риски куда более высокие. При размещении денег в государственных программах риски меньше, но и доходность итоговая тоже меньше -- зато можно спать спокойно. Получить свои средства на руки гражданин сможет только при уходе из государственной системы. Таким образом, рисковать или нет, будущие пенсионеры будут решать сами. Однако проблемы размещения средств накопительной части пенсий волнуют специалистов уже сейчас. "Пенсионный фонд России, инвестируя средства населения в государственные ценные бумаги и евробонды, создает очередную финансовую пирамиду. Она продержится года 3-4, а потом рухнет", -- считает член Комитета Госдумы по собственности Иван Грачев. По его мнению, ПФ РФ таким образом перекладывает средства из одного бюджета в другой через посредника по следующей схеме: Пенсионный фонд как государственная структура купит у Министерства финансов бумаги, а через год потребует деньги обратно и еще примерно 20% роста обязательств. По убеждению Ивана Грачева, Минфин нигде не сможет разместить с 20%-ной выгодой столь гигантские деньги, так как таких предприятий и ценных бумаг в России просто нет.<BR><BR><B>Расчет пенсии</B><BR>Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.<BR>Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа.<BR>Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.<BR>На 2002 год размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 450 рублей в месяц. <BR>Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:<BR>СЧ = ПК / Т, где:<BR>СЧ -- страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК -- сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т -- количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).<BR>Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:<BR>НЧ = ПН / Т, где:<BR>НЧ -- размер накопительной части трудовой пенсии; ПН -- сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости; Т -- количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.<BR>Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:<BR>П = БЧ + СЧ + НЧ, где:<BR>П -- размер трудовой пенсии по старости; БЧ -- базовая часть трудовой пенсии по старости; СЧ -- страховая часть трудовой пенсии по старости; НЧ -- накопительная часть трудовой пенсии по старости.<BR><BR><B>Разрешенные формы</B><BR><B>размещения</B><BR>Госбумаги, облигации российских акционерных обществ, эмиссионные ипотечные ценные бумаги, денежные средства в кредитных организациях.<BR>Пенсионные накопления также могут быть размещены в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иностранных эмитентов. При этом законопроект исключает возможность прямого инвестирования пенсионных накоплений в иностранные ценные бумаги.<BR>В 2004-2005 годах в иностранные ценные бумаги может быть размещено только 5% средств инвестиционного портфеля. К 2010 году максимальная доля этих бумаг может возрасти до 20%.<BR><BR>Перечень активов,<BR><B>в которые запрещено размещать</B><BR><B>пенсионные накопления</B><BR>Векселя, займы, кредиты физическим и юридическим лицам, ценные бумаги, эмитентами которых являются управляющие компании, брокеры, кредитные и страховые организации, специализированный депозитарий и аудиторы, с которыми заключены договоры; недвижимое имущество, ценные бумаги эмитентов, в отношении которых осуществляется мера досудебной санации или возбуждена процедура банкротства либо такие процедуры применялись к ним в течение предшествующих лет.