Петербургская промышленность подрастает по инерции

Замедлив темпы роста еще в 2000 году, ведущие петербургские компании по итогам следующего, 2001 года вообще снизили объемы производства и реализации продукции.

<BR><BR>Замедлив темпы роста еще в 2000 году, ведущие петербургские компании по итогам следующего, 2001 года вообще снизили объемы производства и реализации продукции.<BR>Ухудшились финансовые результаты многих обществ, что проявилось в уменьшении их прибыли. Уже у 11 из участвоваших в рейтинге "ДП" компаний снизился объем выручки (в прошлом году таких фирм было всего три).<BR>Прежде всего потеряли в объемах продаж предприятия машиностроения -- их доходы упали в среднем на 10%. Семь компаний -- участниц рейтинга закончили 2001 год с убытками.<BR>Наиболее успешно в прошлом году развивались городские предприятия пищевой промышленности: пивовары и хлебопеки.<BR>Тяжеловесы же из машиностроения сокращали выпуск нерентабельной продукции и избавлялись от вспомогательного производства.<BR>Ситуация с экономикой в Петербурге в целом отражала общероссийскую тенденцию. По официальным данным, объем промышленной продукции по итогам 2001 года в Петербурге составил 12.884 млн рублей (годовой рост -- 1,6%). За год до этого цифра была на порядок внушительнее -- рост в 15%.<BR>В нынешней публикации рейтинга "ДП" участвуют 60 петербургских компаний (в прошлом году было 80 фирм-участниц). Ряд крупных компаний, занимавших заметные места в рейтинге, еще не подытожили прожитое и не провели собрания акционеров ("Пирометр", Петербургский мельничный комбинат и некоторые другие).<BR><BR>Утром рост --<BR><B>вечером деньги</B><BR>Экономическая ситуация в России стала заметно ухудшаться с октября прошлого года: дешевизны ресурсов, роста рентабельности экспортных отраслей и развития импортозамещения, появившихся после кризиса 1998 года, хватило лишь на 3 года. Абсурдность положения состоит в том, что в период бурного роста экономики на рынке было очень мало инвестиционных денег для финансирования долгосрочных проектов.<BR>Сегодня деньги появляются, в основном это ранее вывезенные за границу капиталы. Есть даже фирмы, готовые вкладываться в крупные проекты со сроком окупаемости в 10-15 лет.<BR><BR><B>Энергичные энергетики</B><BR>2001 год также несколько изменил позиции компаний-лидеров.<BR>Список возглавил энергетический монополист -- ОАО "Ленэнерго". Лидер имеет устойчивый рост выручки, за год прирост составил 65%.<BR>Кроме того, резко улучшились финансовые результаты общества. Прибыль превысила 1 млрд рублей (предыдущие 2 года она не превышала 100 млн рублей). Выручка по продажам электроэнергии и тепла у "Ленэнерго" выросла почти в 2 раза. Одно из объяснений: в расчетах с потребителями стало меньше бартера и взаимозачетов, а поток "живых" денег увеличился.<BR>ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь", которое благодаря экспортным заказам 2 года подряд держалось на первом месте, теперь переместилось на седьмое.<BR>Выручка судостроителей снизилась с 15 млрд рублей до 4 млрд рублей. Как объяснили в компании, из-за отсутствия завершенного производства (основные заказы -- в стадии строительства) денежные средства по новым заказам пока не находят отражения в отчетности предприятия.<BR>Одним из лидеров рейтинга по объему реализации продукции является Балтийский завод. В 2001 году завод занимался строительством фрегатов для Военно-морских сил Индии и двух химических танкеров.<BR>Стоит отметить, что предприятие традиционно раскрывает только объем реализованного товарного выпуска. Размер выручки общества выше. По мнению специалистов компании, первый показатель для отрасли судостроения более информативен. Он показывает, сколько денег получено за изделия, поставленные заказчику (для машиностроительной продукции), и за фактически выполненную работу (когда речь идет о строительстве судов и кораблей).<BR><BR><B>Дебютанты</B><BR>Среди компаний, входящих в первую двадцатку рейтинга, появилось два предприятия, участвующих в нем впервые.<BR>Это пивоваренный завод "Вена" и ОАО "Энергетическая компания "Феникс Холдинг".<BR>Пивная отрасль в рейтинге "ДП" представлена теперь достаточно полно. Пивовары привычно занимают в рейтинге передовые позиции. Например, "Балтика" -- один из лидеров по выручке и размеру чистой прибыли, Комбинат имени Степана Разина добился наибольшего прироста выручки. В хвосте рейтинга пока плетется "Бавария".<BR>"Феникс Холдинг" специализируется на бункеровке, то есть снабжении топливом судов в портах (доля от объема петербургского рынка -- более 40%), а также занимается утилизацией нефтепродуктов. В 2001 году более 90% экспортной выручки компании пришлось на продажу продуктов собственного производства.<BR>В то же время рост выручки от реализации за год составил всего 7%. А балансовая прибыль снизилась на 11%, что вызвано возросшими затратами (ростом себестоимости) при снизившихся ценах продаж на мировых рынках.<BR><BR><B>Отраслевые лошадки</B><BR>Статистика констатирует опережающий рост отраслей пищевой промышленности по сравнению с экономикой в целом. Вся пищевая промышленность города выросла за 2001 год на 10,4% (за 2000 год -- рост на 9,4%). При этом кондитерская промышленность росла на 8-10% ежегодно в течение последних 3 лет. Для сравнения: ежегодный рост пивоваренной промышленности в городе за эти же 3 года составил около 25%.<BR>Многие предприятия "пищевки" не смогли в полной мере использовать свой посткризисный потенциал. Оставаясь инвестиционно привлекательной отраслью, "пищевка" получала инвестиции обычно только в ситуации смены собственников. В этой отрасли удельный вес прибыли в общем объеме капитальных вложений, как правило, не превышает 10%. Поэтому для многих компаний амортизация является едва ли не единственным источником для финансирования собственных инвестиционных проектов.<BR>Большинство петербургских представителей пищевой промышленности показали в 2001 году устойчивый рост выручки.<BR>Среди флагманов -- крупный представитель отрасли ОАО "Петмол". Выручка компании за год увеличилась на 19%, рост обеспечен доходами от реализации готовой продукции. Одновременно компания сократила объемы перепродажи сопутствующих товаров. Уменьшилось количество товарооборота фирменных магазинов и, соответственно, их товарооборот. При этом рынок молочной продукции был одним из немногих в Петербурге, где в прошлом году изменилась конъюнктура.<BR>Емкость рынка выросла за год на 15-20%. Резко усилилась конкуренция, на петербургском рынке начал действовать дистрибьютор компании "Вимм-Билль-<BR>Данн".<BR>Появилось большое количество молочной продукции региональных производителей. Пока СПМЗ "Пискаревский" стабильно удерживает 30% этого рынка. У "Петмола" эта доля составляет 40%.<BR><BR>"Трави помалу"<BR>ОАО "Северо-Западное пароходство" (СЗП), как и многие российские судоходные компании, закончило 2001 год с убытками (в 2000 году балансовая прибыль СЗП составляла 65 млн рублей). Это по консолидированной отчетности, то есть с учетом результатов дочерних и зависимых обществ.<BR>В целом по России отрицательную рентабельность имеют около 40% судоходных компаний. Ухудшение финансовых показателей пароходств связано с увеличением себестоимости услуг на фоне незначительного роста выручки. 30% выручки головной компании СЗП принесла сдача в аренду транспортных средств.<BR>Поднялся на несколько строчек вверх "Петролеспорт". Выручка компании за год увеличилась почти на 20%, а грузооборот -- на 31%. Большая часть грузооборота падает на лом черных металлов и лесные грузы.<BR><B>Тяжело на подъем</B><BR>По сравнению со сверхуспешным 2000 годом в 2001-м выпуск продукции российского машиностроения увеличился всего на 7%. Эта тенденция проявилась и в результатах петербургских предприятий. А ведь годом ранее в связи с развитием сырьевых секторов экономики электротехническая промышленность и металлургическое машиностроение выросли на 30% каждая, дизелестроение -- на 70% за год.<BR>Сегодня всплеск производства в отрасли закончился. По оценкам консалтинговых и аудиторских фирм, в ближайшее время в машиностроении не предвидится и роста импортозамещения. Поставки оборудования в Россию продолжают составлять существенную долю в общей структуре импорта -- до 30%. Успешному развитию отрасли препятствуют ориентированность на внутренний рынок, высокие затраты на производство, более низкое качество по сравнению с мировыми аналогами.<BR>Невелик был в 2001 году рост у Ижорских заводов -- 8% за год. Предприятие сократило объем реализации по металлургической промышленности из-за продажи трубного производства. В итоге рост выручки обеспечил объем реализации по машиностроению. Прежде всего оборудования для АЭС (его доля в объеме реализации выросла с 19 до 43%). В 2001 году активно развивался рынок сбыта этого оборудования, оно экспортировалось в Китай и Иран.<BR>ОАО "ЛОМО" и Машиностроительный завод "Арсенал", перешагнув в 2000 году планку в 1 млрд рублей, в прошлом году сдали позиции. Выручка компаний уменьшилась.<BR>При снижении общего объема выручки ОАО "ЛОМО" на 6,5% компания сохранила структуру продаж. Немного выросла доля выручки от реализации промышленной продукции -- с 76 до 80%. При этом 2001 год компания также закончила с убытками в размере около 200 млн рублей.<BR>В прошедшем году большинство направлений выпуска гражданской продукции стало для ЛОМО низкорентабельным либо даже убыточным. А реализация высокорентабельных экспортных контрактов через ФГУП "Рособоронэкспорт" была перенесена на ближайшие год-два.<BR>Несколько улучшил свое положение в рейтинге "ДП" Пролетарский завод. Размер выручки у предприятия незначительно вырос -- на 11%.<BR>При этом за год на заводе произошли структурные изменения по видам продукции. Так, удельный вес судового машиностроения вырос до 40% в общем объеме выпуска. До 34% в общем объеме уменьшился выпуск продукции энергетического машиностроения.<BR>При этом себестоимость реализации продукции у предприятия очень высока. В денежном выражении она сопоставима с общим объемом выручки, которая составила 283 млн рублей.<BR><BR><B>Связисты богатеют</B><BR>Стабильно растут доходы областного монополиста на рынке связи -- ОАО "Ленсвязь". Они увеличиваются на 20-30% ежегодно. Прирост выручки в 2001 году составил 22%. Он сложился за счет развития телекоммуникационных услуг населению (эти услуги обеспечили 50% выручки компании), а также за счет повышения тарифов.<BR>