00:0026 июня 200200:00
623просмотров
00:0026 июня 2002
Бизнес-план собственной химчистки предприниматель может разработать самостоятельно или поручить его составление специалистам. Разработка бизнес-плана стоит от $100.
Шаг первый:
Бизнес-план
Бизнес-план собственной химчистки предприниматель может разработать
самостоятельно или поручить его составление специалистам. Разработка
бизнес-плана стоит от $100.
Нужно определиться, что открывать: аквачистку (чистка с помощью воды и
растворимых химикатов) или предприятие сухой чистки. Оборудование для этих двух
видов предприятий требуется разное. Затем следует решить, будет ли химчистка
чистить только текстиль или текстиль, кожу и замшу. Выбор специализации и
производительности предприятия зависит не только от финансовых возможностей
предпринимателя, но и от того, где будет находиться химчистка, на какое
количество и какой социальный слой потенциальных заказчиков можно рассчитывать.
Затем придется изучить рынок профессионального оборудования и выбрать
поставщика. Это можно сделать разными способами.
Выставка
Например, можно дождаться ежегодной профессиональной выставки CLEANEXPO. Здесь
профессионалы отрасли из разных стран демонстрируют самое современное
оборудование и расходные материалы, консультируют, проводят семинары, читают
лекции, заключают контракты с партнерами. С профессиональной выставки можно
унести договор на покупку современного сертифицированного оборудования,
специальные знания и предпринимательский азарт.
Магазин
Можно не ждать выставки, а обратиться к услугам так называемых "магазинов
химчисток". Они открывают химчистки "под ключ": помогают организовать бизнес и
поставить его на ноги. В программу входит не только разработка бизнес-плана, но
и поставка сертифицированного оборудования в комплекте, обучение персонала,
техническое обслуживание предприятия. Как правило, эти фирмы представляют
интересы группы производителей оборудования и расходных материалов для
химчисток. Распространенными в Петербурге долгое время были химчистки
итальянские и американские. В последние годы предпочтение все больше отдают
немецким химчисткам. Так, полностью перешли на немецкое оборудование сети
химчисткок "Лотос" и "Май". Последняя в течение нескольких лет работала на
итальянском оборудовании. "Немецкое оборудование отвечает требованиям высокой
производительности, качества и экологической безопасности", -- считает
управляющая сетью химчисток "Май" Галина Логачева. На рынке Северо-запада
петербургская фирма "Немецкая марка" реализует программу организации химчисток и
прачечных под тем же названием. Фирма представляет интересы немецкого
предприятия Koblenz & Partner, которое, в свою очередь, является эксклюзивным
представителем ряда западноевропейских фирм-производителей. Продукция этих фирм
дополняет друг друга и в комплексе обеспечивает оптимальное оснащение
предприятий химчисток. Это фирмы BOWE, Veit, IPSO, BUFA, SEITZ, Wilhelm GmbH и
другие.
Шаг второй:
Оборудование
мини-химчистки популярны и у предпринимателей, и у клиентов. Их
производительности достаточно для обслуживания среднего городского микрорайона,
к тому же организовать такие предприятия легче, требуется меньше затрат.
Регистрируют мини-химчистки чаще всего как ООО или ЧП, налоги платят по
соответствующим схемам.
Стандартный комплект оборудования для мини-химчистки производительностью 20 кг в
час, или 160 кг в смену, способной обслуживать микрорайон с населением 15-20
тысяч человек, включает в себя следующую технику:
l Машины химчистки на перхлорэтилене, одна или две, общей производительностью
20-25 кг в час. Кабина для зачистки и пятновыводки.
l Паровоздушный манекен для верхней одежды.
l Паровоздушный манекен для брюк -- 1 шт.
l Комбинированный гладильный стол с утюгом, 2 шт.
l Установка для упаковки одежды -- 1 шт.
l Конвейерная установка для хранения одежды -- 1 шт.
Кроме того, нужно будет приобрести комплект вспомогательного оборудования
(парогенератор, компрессор, тележки и др.).
"Комплектация может варьироваться в зависимости от возможностей и потребностей
владельца химчистки", -- говорит один из соучредителей магазина химчисток
"Немецкая марка" Александр Ференц. Подобрать оптимальный вариант помогут
специалисты. Стоимость комплекта немецкого оборудования для мини-химчистки,
учитывая соотношение цены и производительности, может составлять от $25 тысяч до
$100 тысяч и выше.
Шаг третий:
Помещение
Типичная мини-химчистка среднего размера (50-150 м2) состоит из
производственного помещения, приемной, склада, венткамеры, санузла, комнат
дирекции и персонала.
Высота производственного помещения (от пола до потолка ) должна быть не менее 3
м. По пожароопасности мини-химчистка относится к категории "В" и должна иметь
два эвакуационных выхода. К отделке помещений тоже предъявляются специальные
требования: пол должен быть выложен керамической плиткой и гидроизоляцией, стены
-- глазурованной плиткой. Потолки придется покрасить водоэмульсионной краской.
В приемном пункте на виду у посетителей должны находиться Правила обслуживания
предприятия химчистки, контактные телефоны вышестоящей организации и органов
контроля за работой химчистки.
Нет смысла искать подходящую площадь в жилом доме или в пристройке к нему. По
закону о санитарной зоне предприятие химчистки должно находиться в 50 метрах от
ближайшего жилого дома. Площадь мини-химчистки может составлять от 30 м2 до 200
м2, в зависимости от того, какой метраж потребуется для установки комплекта
оборудования. Заключенный с владельцем бизнес-центра, гостиницы, торгового
комплекса, предприятия бытовых услуг договор об аренде площади обеспечит
химчистке клиентуру и рекламу "из уст в уста". На этапе поиска помещения стоит
помнить, что нести услугу в массы не только гуманно, но и выгодно. Так, в
Петербурге впервые мини-химчистка откроется в крупном торговом центре,
гипермаркете "O'Key". (см. "ДП" 111/02, www.dp.ru). Но такая практика
распространена во всем мире (на 80% это мини-химчистки).
"Еще один хороший вариант -- приглядеть пустующее помещение, в котором когда-то
была химчистка, -- считает один из соучредителей "Немецкой марки" Александр
Ференц, -- такие помещения технологически рассчитаны именно на открытие
химчисток, в них есть и системы коммуникаций".
Шаг четвертый:
Деньги
Расчет проекта будущей химчистки следует начинать с анализа затрат на открытие
этого бизнеса.
После выхода на самоокупаемость (как правило, в течение 1,5-2 лет) чистая
прибыль мини-химчистки составляет от $1 до $10 тысяч в месяц.
Шаг пятый:
Проект
Определенные законодательством требования к проекту мини-химчистки выполняют в
несколько этапов.
Сначала составляют технико-экономическое обоснование (ТЭО). Оно служит основой
для разработки задания на проектирование, в котором указывают технологическое
оборудование , площади химчистки, технические условия на подключение к
инженерным коммуникациям. Задание согласовывают с проектной организацией и
подрядчиком, после чего оно должно быть утверждено заказчиком. Чтобы не терять
время, можно параллельно составить письма с просьбами о размещении химчистки в
Госсанэпиднадзор и Госпожнадзор и о последующем согласовании проекта. В
письменном обращении следует указать адрес помещения химчистки и краткую
характеристику здания.
Архитектурно-строительная часть выполняется в соответствии с нормативами СНиПов.
Технологическая часть выполняется согласно ведомственным нормам. Это нормы
технологического проектирования предприятий бытового обслуживания, городские
строительные нормы для таких предприятий, санитарные правила и нормы,
технологические режимы обработки изделий. "Оборудование химчистки должно иметь
паспорта, инструкции по эксплуатации и гигиенические сертификаты, -- говорит
один из соучредителей фирмы "Немецкая марка" Игорь Подковырин, -- сведения о них
необходимы для выполнения технологической части проекта".
Здесь же нужно привести описание технологического процесса обработки одежды и
указать количество изделий, которое планируется обрабатывать в цехе. Указывают
состав и число работников предприятия, наименование и количество расходных
материалов для химчистки. Количество отходов и сведения о выбросе паров вредных
веществ и в атмосферу, и в воздух производственного помещения должны
соответствовать нормам. Проект необходимо сопроводить соответствующими
чертежами: планом размещения оборудования, схемами коммуникаций.
Шаг шестой:
Персонал
Штат небольшой химчистки комплектуется из четырех-шести рабочих, бухгалтера и
директора. Обучением персонала занимаются фирмы, имеющие специальную лицензию.
Фирма "Май", владелец сети химчисток в Петербурге, имеет такую лицензию и
обучает специалистов. Профессионалов для работы в химчистках готовит
профессиональная школа Центра предпринимательства в Пушкине. Фирма "Немецкая
марка" обучает менеджеров и работников химчисток на специальных семинарах.
Один-два раза в год такие учебные двухнедельные семинары фирма организует для
своих клиентов в Москве и в Петербурге, и раз в год -- на родине программы
"Немецкая марка", в Германии. Персонал химчистки должен обладать специальными
знаниями в объеме, позволяющем правильно эксплуатировать оборудование,
качественно обрабатывать вещи, соблюдать необходимые требования безопасности.
Работники химчистки, как правило, получают небольшой оклад и сдельную зарплату,
ее сумма зависит от количества обработанных вещей.
В Петербурге оклад работника химчистки составляет 3-6 тысяч рублей в месяц, а
заработок, вместе со сдельными, -- около 10 тысяч рублей в месяц в среднем.
Справка
Окупаемость хорошо организованной мини-химчистки составляет 1,5-2 года.
По сведениям журнала "Торговое оборудование в России", в Милане на 4 млн жителей
приходится 4000 химчисток. В Петербурге, по данным Комитета экономического
развития, их около 60. В прошлом году в Петербурге было сертифицировано 52
химчистки (96% общего количества предприятий химчистки).
Материалы подготовила
Оксана Ермошина