Менеджеры промывают себе мозги с помощью видео

Стремление как можно больше упростить процесс обучения и усовершенствовать тиражирование своих профессиональных навыков свойственно руководителям большинства компаний.

<BR><BR>Стремление как можно больше упростить процесс обучения и усовершенствовать тиражирование своих профессиональных навыков свойственно руководителям большинства компаний.<BR>В последние 3 года на российском рынке появилась учебная видеометодика изучения проблем управления предприятием и коллективом. Видеокурсы, освещающие различные аспекты менеджмента, как правило, состоят из учебного фильма, печатного учебного пособия по теме курса и методического руководства по проведению занятий.<BR>Учебные фильмы представляют собой набор типовых ситуаций, позаимствованных из практики российских компаний, объединенных единой сюжетной линией. Средняя продолжитель-<BR>ность фильма по одной из тем -- 20-45 минут.<BR>Учебные пособия и методическое руководство, прилагаемые к видеокассете, по словам изготовителей этой продукции, освещают ключевые аспекты теории по теме курса, а также содержат практические примеры и контрольные вопросы.<BR><BR><B>Свое кино ближе</B><BR>Рынок "видеоменеджеров" в России, по словам его игроков, еще не сформирован. "Сейчас на этом рынке возникла такая ситуация, что конкурирующие компании помогают друг другу, -- рассказывает Роман Сухов, руководитель направления "Учебное видео" ЗАО "Центр управленческого консультирования "Решение". -- Сегодня важно донести информацию до потребителя, объяснить ему, зачем вообще нужен этот продукт. В мире подобная практика обучения применяется уже не один год, у нас же на слуху только видеопрограммы по обучению иностранным языкам". Западные аналоги видеокурсов для менеджеров, по словам фирм -- разработчиков подобной продукции, по своей специфике, по развитости бизнес-процессов не подходят для России.<BR>"Наше кино -- это наши офисы, наши магазины, рестораны, наш персонал, -- мы видим, что герои живут рядом с нами, а не где-то в Европе или Америке", -- рассуждают в ЗАО "Тренинг Медиа". Примеры для проработки той или иной ситуации берутся из практики работающих в России предприятий, с которыми сотрудничают фирмы-разработчики.<BR>Интерес к подобным методикам ее авторы пытаются вызвать игрой более или менее известных российских актеров и формой исполнения учебных фильмов. Их можно назвать сериально-игровыми. Однако потенциальных потребителей этой продукции "берет за живое" другое. "Повествование увлекательное, -- рассказывает менеджер по персоналу Агентства недвижимости "Ваш дом" Светлана Сапронова. -- Интересно оно в первую очередь не только актерами, но и тем, что сюжеты приближены к реальности. Это не абстрактные размышления на тему менеджмента. Не всегда можно увидеть "черновую работу" компании: совещания, деловые взаимоотношения в команде, поведение человека в той или иной роли в организации. Подобные фильмы интересны тем, что позволяют видеть не только конечный результат того или иного действия руководителя, менеджера, но и сам процесс, благодаря которому было найдено нужное решение".<BR><BR><B>"Живые" лучше</B><BR>В России функционирует несколько фирм, разрабатывающих собственные видеопрограммы по обучению менеджеров. Свой продукт они позиционируют как идеальный учебный инструмент для всех видов менеджерской работы -- от управления персоналом и контактов с клиентами до прямых продаж и разработки стратегии развития предприятия. При этом обучающие программы, записанные на видеокассетах, по словам их производителей, способны дать необходимые для работы знания как опытному, так и начинающему менеджеру.<BR>Цены на импортные фильмы о менеджменте, которые завозит одна московская фирма, колеблются в районе $1000-1500. Отечественные аналоги стоят значительно дешевле.<BR>В Петербурге пока не много желающих посмотреть "деловой фильм". "Порядка 40 компаний, среди них и московские, сегодня обучаются с помощью видеокурсов, -- рассказывает Роман Сухов. -- Ежемесячно число желающих "познать себя" через видео увеличивается на четыре-пять компаний".<BR>Первые пользователи нового метода обучения отмечают, что этой системе не хватает "живого общения". "В процессе просмотра фильма желательно разбирать ситуации, показанные в нем, с "живым" специалистом, -- подтверждает эту мысль генеральный директор ОАО "Рудас" Юрий Понятовский. -- Иначе менеджер приобретает только 40% знаний, которые можно получить по той или иной теме".<BR>"С "живым" преподавателем можно вести диалог, -- рассуждает Светлана Сапронова, -- обмениваться точками зрения и находить ответы на интересующие вопросы. При просмотре же фильма можно познакомиться только с видением этой проблемы авторов курса".<BR><BR><B>Один раз увидеть</B><BR>Несмотря на то что видеокурсы не являются панацеей от всех менеджерских бед, потребители этой продукции замечают, что это достойное дополнение к традиционным формам обучения.<BR>До 70% информации воспринимается через зрение, поэтому "лучше один раз увидеть", как менеджер поступает "плохо/исправление/хорошо". Таков принцип построения всех учебных фильмов.<BR>Один лишь просмотр подобных фильмов не способен привести к радикальной смене стиля менеджмента в компании и осуществлению эффективных организационных изменений. Ценность фильмов заключается в узнаваемости, жизненности изображаемых ситуаций. Фильмы позволяют руководителю предприятия спроецировать на собственную фирму увиденное и услышанное, услышать из уст персонажей собственные вопросы и сомнения, а после этого получить краткий комментарий проблемы.<BR>Бывают, однако, и очень впечатлительные менеджеры, которым увиденные ситуации сразу подсказывают решение наболевших проблем. "Директор одной фирмы, купившей у нас видеокурс на тему "Успешное изменение организационной структуры", 2 дня подряд смотрел этот фильм, -- рассказывает Роман Сухов. -- Через 2 дня он сказал: "Эти фильмы очень хорошо промывают мозги. У нас на предприятии все не так, все нужно менять".<BR><BR><B>Как стать менеджером</B><BR>Конкуренция между производителями видеокурсов для менеджеров, по словам Романа Сухова, наступит еще не скоро. "Те четыре компании, которые занимают сейчас эту нишу, работают в разных направлениях. Одни разрабатывают многофункциональные темы. Задача фильма в данном случае состоит в том, чтобы показать комплексность проблемы, весь управленческий процесс. Другие производители учебных видеопрограмм делают фильмы на отработку разных навыков. Эти системы подхода пока дополняют друг друга. Сначала нужно осознать проблему в целом, а потом уже отрабатывать навыки".<BR>Степень эффективности данной методики зависит от степени подготовленности менеджера. "Если руководитель прошел профессиональную подготовку, посещает семинары, читает специализированную литературу, имеет практический опыт, то такие видеофильмы вполне достаточны для того, чтобы решать определенные бизнес-задачи, -- рассуждает Светлана Сапронова. -- Профессионалу может быть интересно посмотреть, что там представлено, как расставлены акценты, на что авторы обращают особое внимание. Однако если тема "менеджмент" для просматривающего фильм малознакомая, то одного кинофильма ему будет недостаточно".