Инфраструктуре фондового рынка угрожает монополизация

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) с 1 июля 2002 года ужесточает требования к ведению реестров акционерных обществ.

<BR><BR>Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) с 1 июля 2002 года ужесточает требования к ведению реестров акционерных обществ.<BR>Из-за этого количество реестродержателей значительно сократится, а число эмитентов, нуждающихся в их услугах, резко возрастет.<BR>В соответствии с лицензионными требованиями Постановления ФКЦБ №15 от 18 июля 2001 года, регистраторы, как и другие участники рынка ценных бумаг, деятельность которых подпадает под регулирование ФКЦБ, должны увеличить собственный капитал: к 1 июля 2002 года -- до 10 млн рублей, к 1 января 2004 года -- до 15 млн рублей, к 1 января 2005 года -- до 30 млн рублей.<BR><BR><B>ФКЦБ затягивает петлю</B><BR>По мнению регистраторов, ужесточение требований не приведет к провозглашаемой цели -- более эффективной защите прав инвесторов, а окажет как раз обратный эффект. Сократив численность регистраторов, в первую очередь региональных, эти меры поставят эмитентов перед необходимостью передачи реестра выжившему "крупняку". При этом заинтересованность крупных федеральных компаний в ведении реестров местных акционерных обществ с небольшим количеством акционеров и операций с акциями невелика, что может сказаться как на качестве обслуживания, так и на тарифах.<BR>Между тем именно с 1 июля этого года вступает в силу норма, предписывающая обществам с количеством акционеров более 50 передавать функции ведения реестра профессиональному регистратору. До этого они могли вести реестр самостоятельно, пока количество акционеров не превышало 500.<BR><B>МАП протестует</B><BR>По мнению руководителей Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), меры ФКЦБ приведут к фактическому вытеснению с рынка услуг по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг региональных регистраторов и создадут условия для формирования монопольного положения крупных регистраторов, которые останутся на региональных рынках без конкуренции.<BR>Как заявил на состоявшемся на прошлой неделе заседании комиссии Госдумы по защите прав инвесторов замминистра МАП Сергей Дудкин, антимонопольное ведомство рассмотрит требования ФКЦБ и доложит о своем окончательном заключении на следующем заседании комиссии, которое пройдет в середине июня. Однако уже сейчас для МАП очевидно, что постановления нарушают один из основных принципов лицензирования -- требования предъявляются не к самому лицензируемому объекту (регистратору), а к его клиентам -- акционерным обществам, которые должны иметь определенное количество акционеров.<BR><BR><B>Борьба продолжается</B><BR>Сможет ли повлиять официальное заключение МАП на решение ФКЦБ, которое вступит в силу через месяц? Примечательно, что Постановление №14 вступило в силу уже с 1 января этого года, однако его действие неофициально (с молчаливого согласия ФКЦБ) приостановлено до 1 июля -- регистраторам дается время привести свои показатели в соответствие с новыми требованиями.<BR>Каждый осуществляет это в меру своих возможностей, например, договариваясь с эмитентами о продаже их акций 499 родственникам и знакомым.<BR>Как сообщил "ДП" председатель правления Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) Павел Дубонос, если на очередном заседании комиссии Государственной думы по защите прав инвесторов ФКЦБ не примет во внимание позицию ПАРТАД и МАП, законность требований новых постановлений будет оспариваться в судах.<BR><B>Справка</B><BR>Крупнейшие регистраторы Северо-Запада: ЗАО "Единый регистратор", ЗАО "Петербургская центральная регистрационная компания", ОАО "Северо-Западный регистрационный центр", ОАО "Веста", НП "Первая судоходная депозитарно- клиринговая компания".<BR>(Е.Ш.)