Пробки на границе порождает тяга к знаниям

На пограничных переходах автомобильные пробки. Главная причина их возникновения -- кадровый голод и весенняя сессия.

<BR><BR>На пограничных переходах автомобильные пробки. Главная причина их возникновения -- кадровый голод и весенняя сессия.<BR>По мнению участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), очереди на границах -- следствие недостатка кадров на таможенных постах и отсутствия должной регламентации процедуры таможенного досмотра в законодательных актах.<BR>С первым утверждением таможенники согласны. Второе не комментируют.<BR><BR><B>Тяга к знаниям</B><BR>По словам пресс-секретаря Выборгской таможни Ларисы Бажуковой, текучка кадров на Выборгской таможне отсутствовала до этого года. Лариса Бажукова связывает это с тем, что зарплата в последнее время не соответствует росту цен. Примечательно, что, по сообщению пресс-службы Выборгской таможни, нехватка кадров на постах объясняется еще и тем, что многие сотрудники, получающие второе высшее специальное образование, отвлекаются на сессию.<BR>В пресс-службе Выборгской таможни в целом согласны со всеми доводами участников внешнеэкономической деятельности и отмечают, что для того, чтобы как-то решить проблемы с очередями на границе, был создан резервный пост из 30 таможенников, которые в часы пик помогают коллегам на "Торфяновке" и "Брусничном". Однако эта помощь не всегда оказывается действенной, из-за того что этот отряд зачастую комплектуется из молодых и неопытных сотрудников. Не способствует привлечению квалифицированных кадров и крайне низкая зарплата -- таможенник на посту получает 2000 рублей в месяц.<BR><BR><B>Недоплатили кадрам</B><BR>Недостаток кадров на границе во многом объясняется низкой зарплатой таможенников. "Руководство таможни может потратить миллион долларов на натягивание колючей проволоки вокруг постов, но не может обеспечить достойную оплату своим сотрудникам. На таможне не хватает кадров, а впереди летний период, когда количество перевозок резко возрастет", -- уверен ведущий специалист -- заместитель начальника представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западу Константин Шаршаков.<BR>Все попытки Северо-Западного представительства АСМАП повлиять на ситуацию (вплоть до обращения с письмом к Президенту РФ) оставались безрезультатными. При этом пробки на дорогах невыгодны в первую очередь для государства, так как простой одного грузовика в сутки приносит потери в размере $200-250 для бюджетов всех уровней.<BR><BR><B>Понедельник -- день тяжелый</B><BR>По данным АСМАП по Северо-Западу, в очереди на въезд на пограничных переходах "Торфяновка" и "Брусничное" стоит до 80 машин. Средний простой при этом составляет до 10 часов. Наибольшая напряженность на таможенных постах возникает в понедельник и вторник, что связано с технологическим циклом движения машин.<BR>По мнению Константина Шаршакова, причиной простоев также является и то, что из восьми полос, предназначенных для движения днем, используются лишь четыре, а ночью -- две. В итоге переходы "Торфяновка" и "Брусничное", рассчитанные на 1300 и 800 машин в день, пропускают 700 и 400 единиц транспорта соответственно.<BR><BR><B>Призрачные пробки</B><BR>В пресс-службе Северо-Западного таможенного управления отрицают существование пробок на переходах "Торфяновка" и "Брусничное", отмечая, что существуют лишь небольшие заторы, которые можно сравнить с городскими пробками в час пик. Начальник пресс-службы СЗТУ Дмитрий Кокко сообщил, что небольшое обострение ситуации наблюдается на российско-финской границе в пятницу и в воскресенье вечером -- время приезда и возвращения туристов и бизнесменов.<BR>Также Дмитрий Кокко отметил, что большие очереди на границе были в январе, когда появились слухи о возможном повышении таможенных пошлин на ввоз легковых автомобилей.<BR><BR><B>Таможенная чехарда</B><BR>После выявления нарушений на Балтийской таможне в результате проверки, проведенной комиссией ГТК РФ, Владимира Шамахова в октябре 2001 года на посту руководителя СЗТУ сменил заместитель председателя ГТК Николай Сапьяник. В его правление ситуация усложнилась настолько, что в таможенные дела пришлось вмешаться Генеральной прокуратуре, давшей таможне месяц на ликвидацию очередей автоперевозчиков.<BR>Самая напряженная ситуация тогда, как и сейчас, существовала на пограничных переходах "Торфяновка" и "Брусничное", где очереди автопоездов составляли 50-60 машин на въезд, а простой транспорта составлял от 8 до 28 часов.<BR>Очень большие надежды участники ВЭД возлагали на заместителя полномочного представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе Владимира Вьюнова, назначенного в конце декабря прошлого года на должность начальника СЗТУ.<BR>Однако, как отмечают и участники внешнеэкономической деятельности, и таможенники, новый руководитель не стал "махать шашкой" и повел себя очень осторожно. Достижением Владимира Вьюнова можно считать облегчение процедуры досмотра транспорта, идущего порожняком, благодаря чему сейчас на границе нет очередей на выезд.<BR>