00:0016 мая 200200:00
13просмотров
00:0016 мая 2002
Валерий Гергиев:
<BR><BR>Валерий Гергиев:<BR><B>"Потребовалась пауза, чтобы изучить</B><BR>проблему строительства новых театров"<BR>"Я очень рад, что мы повеселили российскую прессу проектом Мосса. Ух и позабавились", -- заметил Валерий Гергиев на пресс-конференции, посвященной начинающемуся 31 мая фестивалю "Звезды белых ночей".<BR>Несмотря на то что художественный руководитель-директор Мариинского театра первоначально планировал говорить только о творческих вопросах, его монолог больше походил на программное выступление. Валерий Гергиев рассказал о подготовке к 300-летию, о ценах на нефть, о грядущей реконструкции и т.д. и т.п.<BR><BR><B>О 300-летии</B><BR>В мире знают о 300-летии, и мы ведем работу, чтобы международная трансляция шла на сотни миллионов людей -- "лайв" что называется.<BR>Мы сами давно и серьезно готовимся. Приглашаем крупнейших солистов и крупнейшие коллективы.<BR>Я постараюсь работать со всеми, кто хочет порадовать жителей Питера и порадовать или даже поразить и международное сообщество культурной программой. Нам поручен очень важный концерт 31 мая. Это едва ли не главный концерт 300-летия. Он будет посвящен истории Петербурга. Его участниками будут и Анна Нетребко, и Ольга Бородина, и Дмитрий Хворостовский, и очень крупные международные звезды. Но кроме того намечена обширная программа. В течение 2 месяцев -- май, июнь и начало июля -- здесь, в Мариинском театре, а также на других сценах будут идти празднества, к участию в которых будет привлекаться, например, оркестр Венской филармонии. Многие считают, что это лучший оркестр в мире. И я в том числе придерживаюсь такого мнения. Это будет первый приезд этого оркестра в Петербург. Если вспомнить, что Штраус провел в Петербурге 12 плодотворных лет, то выступление венского оркестра, играющего Штрауса, думаю, это то, что отражает историю Петербурга в наиболее эффектном ракурсе.<BR><BR><B>О реконструкции</B><BR>Мы сейчас очень много думаем о технической стороне спектаклей, и меня особенно беспокоят технические преграды, с которыми сталкивается Мариинский театр.<BR>Реконструкция театра, этим занимаются федеральные министерства в Москве и сам Мариинский театр, и я как его руководитель. Потребовалась некоторая пауза, чтобы изучить проблему строительства новых театров. Обратите внимание, ни один из министров и ни один из руководителей российских театров не имеет опыта строительства новых, а тем более таких грандиозных театральных комплексов.<BR>Новая сцена -- это крупный шаг, поэтому, если мы даже потеряли несколько месяцев, это, наверно, не то, чем можно хвастать, но и, наверно, не то, над чем надо убиваться. Я за эти месяцы больше познакомился вообще с понятием "современная архитектура" и современными архитекторами, в том числе весьма знаменитыми. Поэтому здесь нужна осторожность. Конкретные фамилии архитекторов уже есть, но я думаю, они будут объявлены. Потому будет совершенно некорректно, если я сейчас назову четыре или пять имен.<BR>Речь об очень важном шаге. И никто из нас не собирается торопиться и нестись вперед, лишь бы теперь что-то такое построить. Надо построить как новую сцену Мариинского театра, так и культурный комплекс Мариинского театра, который не будет уступать лучшим образцам. А сегодня в мире много чего построено. Поезжайте в Испанию. Вы увидите там 20 или 25 колоссальных культурных комплексов. Какой оперный композитор поражает сегодня наше воображение? Испанский? Испания не дала миру Чайковского или Прокофьева. Но там в 1990-е годы произошел совершенно сумасшедший прогресс. В Испании, Греции, продолжали развиваться богатые страны: Япония, Англия, Германия, Америка... Я об этом говорю с чувством тревоги, потому что мы не хотим работать во второсортном или технически полубеспомощном театре. Труппа Мариинского театра совершенно определенно относится к элитным в мире. Я думаю, что сегодня наши намерения и надежды не только имеют право на существование, но и имеют право быть реализованы. Зачем Петербургу культурный центр? Ведь есть отдельный Эрмитаж, есть отдельный Русский музей и т.д. Может быть, поживем так еще лет 100? Но я думаю, что мы к этому придем в любом случае. Вопрос только, когда это произойдет: сейчас, через 5 лет или через 25. Вот единственный вопрос, который я вижу в этой ситуации.<BR><BR><B>О Моссе</B><BR>Нет скандальных тем и конкретных напряженных конфронтаций. Я очень рад, что мы повеселили российскую прессу проектом Мосса. Ух и позабавились. Потому что ни один журналист не был приглашен на презентацию проекта, и ни одного не осталось, который бы об этом не написал: о том, что он не видел. Это типично российская забава. А фальшивые фото. Тот проект, который вы видели в газетах, -- он никому не показывался. Это был просто один из десятков рабочих проектов. Сейчас без малейшей доли напряжения или нервозности могу сказать, что будет выбран лучший проект. Мы не привязываем реконструкцию театра к 300-летию Петербурга...<BR><BR><B>О необходимости роста</B><BR>Не мне говорить вам, что в городе едва ли не 800 мест для туристов в приличных гостиницах. Ну, давайте скажем, 1000. Но есть города, которые предлагают 60-80 тысяч мест. А Мариинский театр может предлагать четыре спектакля каждый день, учитывая, что у нас есть молодежный оркестр и очень сильная академия молодых певцов. Беда в том, что, показывая концертное исполнение оперы, мы имеем простой Светланы Захаровой или Ульяны Лопаткиной. А показывая "Лебединое озеро", мы имеем простой Нетребко или Бородиной. Согласитесь, объективные факторы позволяют мне говорить, что сегодня мы можем творчески расшириться и при этом не терять в качестве и даже наращивать его. Сколько раз может пройти "Щелкунчик" Шемякина? 20 раз в год. Сколько детей хотят его увидеть? Я сразу вам скажу -- почти все. Значит, нам надо его играть 50 или 100 раз в год. Нам что, снять все остальные спектакли?<BR><BR><B>О козырях</B><BR>У меня возникало чувство обиды, когда мы приезжали в Иокогаму. Сказочно совершенно культурный дворец. Приезжаем в Мацуяму -- еще лучше. Наконец думаем -- дальше города помельче. Кавасаки какой-нибудь. Приезжаем, а там дворец еще больше. Любой периферийный город Японии строит комплекс на $400-500 млн. А у нас как? Мы как бы плохие. У нас как бы культуры нет. Почему я всегда прошу губернатора обратить внимание на культуру? Потому что культура -- это не его недостаток. Это козырь. Пока мы еще догоним в других сферах?! Когда здесь сделают, соберут 600-й "Мерседес"? Через год? Вряд ли. Ну дадим лет 10. Когда у нас возникнет структура типа Сити-гупп или Deutsche Bank. Дай Бог, чтобы скоро.<BR><BR><B>Об уверенности</B><BR>Главное -- спокойствие. Мы много делаем. Ошибки. Да, бывают ошибки. Крупные? Да и крупные бывают. Худшая ошибка -- вообще ничего не делать. Если бы мы ставили мало -- нас бы упрекали, что мы делаем мало. А так премьера в Мариинке каждые 10 дней -- заурядное событие. Люди не успевают ходить. Что, уже еще одна премьера? Признаюсь, это не правильно.<BR>Но, если бы не было премьер, не было бы такого роста. Теперь все верят, что в России можно работать. Потому что все наблюдают, что цены на нефть не идут вниз, а экономика России идет вверх. Значит, теперь можно и тут работать -- на Западе даже стало не так безопасно, как раньше. Поэтому для нас эта ситуация совершенно не является революционной. Она даже не является эволюционной. Мы как работали в 1990-е годы, будем работать и в это десятилетие.<BR>Мы обошли весь мир -- концерты, спектакли, опера, балет -- и это все уже в прошлом. И мы не будем в этом прошлом копаться.<BR>Мы сегодня уже не являемся растерянной паникующей братией артистов, которая только и думает, как куда уехать. В любой маленький немецкий театр. Ах, как они мечтали уехать. Куда угодно. И где теперь они и где Анна Нетребко? А где Анна Нетребко выросла? В Гензелькирхене? А Бородина? Замечательно живет в Петербурге и не паникует. И смотрите -- лучшее меццо в мире, оказывается.<BR><BR><B>О политике</B><BR>Я недавно прочел: оказывается, я чуть ли не партию собираюсь открывать. Это не так. Я буду дирижером -- это единственная профессия, которой я как-то овладел, и не собираюсь с ней прощаться. Это совершенно серьезная информация из первых уст.<BR>Я еще совсем недавно считался артистом, и даже если кто-то напишет, что я становлюсь политиком, то я предпочту остаться на своем месте. А если я встречаюсь с политиками, это говорит лишь о том, что традиционные российские ценности играют большую роль даже в жизни политиков. Совершенно определенно могу сказать, что я не вижу себя в роли губернатора. Могу по-английски это сказать, могу по-осетински, могу по-немецки. Я несколько языков знаю.<BR><BR>