Иван Петрович Белкин сделался сочинителем и историком

Меньше повезло самому Белкину, которого никто в лицо никогда не видел. Факты его биографии известны лишь посвященным. Между тем, если верить главному "белкиноведу", то есть все тому же Пушкину, прожил Иван Петрович жизнь хоть и недолгую (скончавшись от го

<BR><BR>Меньше повезло самому Белкину, которого никто в лицо никогда не видел. Факты его биографии известны лишь посвященным. Между тем, если верить главному "белкиноведу", то есть все тому же Пушкину, прожил Иван Петрович жизнь хоть и недолгую (скончавшись от горячки 30 лет от роду), но насыщенную. Увлекшись сочинительством, был весьма плодовит. Оставил после себя множество рукописей, которые его ключница недальновидно употребляла "на разные домашние потребы". Так что если бы не солнце русской поэзии, то мир бы и не узнал об этом скромном литераторе-самоучке.<BR>Театральные зрители тоже до последнего времени не были знакомы с личностью и творческим методом Белкина. Его герои время от времени появлялись на подмостках, даже сейчас в Театре на Литейном идет мюзикл "Барышня-крестьянка". Сам же он и не помышлял о подобной славе, хотя театр любил страстно: еще юнкером, будучи по казенной надобности в Петербурге, каждый день ходил в театр, в галерею 4-го яруса, всех актеров знал по имени и был тайно влюблен в актрису, игравшую роль Амалии в драме "Ненависть к людям и раскаяние".<BR><BR><B>Играем в презентацию</B><BR>Театральной славе Белкина тоже помог Пушкин. Ну и еще несколько достойных людей. Например, Владимир Рецептер, который 10 лет назад создал в Петербурге Пушкинский театральный центр и придумал программу "Театральное собрание сочинений". Согласно ей для постановки избираются не только пьесы, но и стихи, проза, письма, черновики, незаконченные фрагменты. В орбиту внимания Рецептера и его команды уже попали "Песни западных славян", "Роман в письмах", а также "донжуанский список", нашедший преломление в спектакле "О, вы, которые любили...", не говоря уж о "Маленьких трагедиях".<BR>Режиссер Андрей Андреев решил пополнить этот репертуар, предложив оригинальный ракурс: не просто спектакль, а презентация рукописи Ивана Петровича Белкина.<BR>Публике, уже запомнившей новый театральный адрес -- Дом Кочневой на Фонтанке, предлагается поучаствовать в современной игре. Как и полагается в подобных случаях, мы знакомимся не только с книгой, но и с автором.<BR>В роли Белкина выступает известный петербургский артист, много снимающийся в кино, в сериалах, играющий чуть не на всех сценах города -- от БДТ до домов и дворцов культуры, Сергей Барковский. В каких только ролях его не знают театралы! И царевич Алексей, и шекспировский сэр Тоби, и Алексей Турбин. Но, пожалуй, таким, как здесь, мы актера еще не видели.<BR>Мало того, что он внешне вылитый Иван Петрович. Вот как описан тот современником: "Росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав". Однако не только обликом, но и нравом, в коем соединились стыдливость и умеренность, романтические порывы и мягкосердие, схож герой Сергея Барковского с литературным прототипом. В начале спектакля он предстает перед зрителями уже сочинителем, автором повестей и незаконченной рукописи "История села Горюхина". Он горд обретенным поприщем, но скромен, как всякий дебютант. И как человек, лишенный общества, аудитории, норовит поведать о себе все, что только возможно, начиная чуть не с сотворения мира.<BR>Собственно, одиноким он не перестает быть даже и в компании зрителей. "История села Горюхина" -- это моноспектакль, в котором кроме Белкина -- Барковского заняты еще куклы, очаровательные создания кустарной, домашней работы (художники Анна Алексеева и Наталья Крутова), и "многоуважаемый шкаф".<BR>Старинный, видавший виды, но крепкого еще сложения двустворчатый шкаф занимает центральное место на сцене, если таковой можно назвать проем одной из анфилад Дома Кочневой. Шкаф служит то бричкой, на которой возвращается герой в родное село, то отеческой обителью, то рабочим кабинетом. Словно заботливый экскурсовод, показывает Иван Петрович свои владения -- маленький мирок, 2 метра в высоту и 2 в ширину, который для него -- мироздание. В шкафу хранится "Новейший письмовник", главная книга его детства. Створки украшены портретами покойных предков, среди которых на почетном месте -- Пушкин. Никто не сообщает публике, что великий русский поэт выдумал Белкина, так же как выдумал Онегина и Гринева, Дубровского и Алеко. Публика догадывается, что участвует в мистификации, но делает это охотно.<BR><BR><B>За пределами шкафа</B><BR>Иван Петрович не может не расположить к себе. Конечно, он, как все литераторы, излишне разговорчив, но так мил и трогателен, что многое ему прощается.<BR>Сергей Барковский наделил его чертами и тех вымышленных персонажей, которые обитают в знаменитых "Повестях Белкина". Что вполне закономерно: автор не может не поделиться с любимыми героями свойствами своей натуры и души. И оттого кажется, что по ходу дела перед нами мелькает то заплаканное лицо станционного смотрителя, то мрачная физиономия гробовщика Адриана Прохорова, а то и профиль таинственного дуэлянта Сильвио.<BR>Постепенно рассказ Белкина все-таки переходит от его собственной персоны к сочинению, им созданному, -- "Истории села Горюхина". И милый суетливый хлопотун превращается в Пимена родного села. Некогда цветущее, богатое и обширное, оно год от года хирело и нищало. Не жалея красок рисует Иван Петрович картину перемен в селе Горюхине. Жанровые картинки, пейзажи, этнографические заметки дополняются песнями, которые "в нежности не уступят эклогам Виргилия", а в меткости и затейливости слога превзойдут любого современного баснописца, щеголяющего ненормативной лексикой. Увлеченные блестящей формой повествования, мы и не замечаем, как оказываемся в плену печальной истории, где речь уже, увы, идет не только о затерянных на просторах земного шара 240 десятинах земли, граничащих с Бесовским болотом.<BR>Вотчина героя и рассказчика вырастает до масштабов Отечества. Кажется, с уст Белкина вот-вот сорвется вопль еще одного родственного Пушкину сочинителя: "Боже, как грустна наша Русь!" Но нет, Иван Петрович довольствуется скромной долей горюхинского летописца: "Базар запустел, песни умолкли..."