Прусак становится публичным политиком

Губернатор Новгородской области говорит в шутку, что специально для этого и создал собственную политическую партию, девиз которой (на фоне шахматной доски) каламбурный: "Решайте исход партии до ее начала".

<BR><BR>Губернатор Новгородской области говорит в шутку, что специально для этого и создал собственную политическую партию, девиз которой (на фоне шахматной доски) каламбурный: "Решайте исход партии до ее начала".<BR>Михаил Прусак говорит о грядущей смене в экономическом и политическом мышлении в стране и отмечает, что вступление России в ВТО может ускорить этот процесс.<BR>На примере состояния Новгородской области, которая пока находится в стадии относительного экономического благополучия, губернатор утверждает, что положение его региона и большинства других областей в последнее время становится под угрозу. Именно сейчас, считает новгородский губернатор, Правительству необходимо услышать конкретные предложения от региональных лидеров и принять адекватные меры.<BR><BR>-- Михаил Михайлович, оправдала ли себя ставка на налоговые преференции для инвесторов, приходящих в область?<BR>-- Безусловно. И хотя в настоящий момент я не вижу со стороны Правительства стимула для наращивания налогооблагаемой базы области и страны в целом, чтобы удержаться в седле, у нас остается один выход -- увеличивать внешние и внутренние инвестиции, и с ними -- потенциал.<BR>В течение 6 последних лет администрация Новгородской области одобрила 114 инвестиционных проектов. Согласно новгородскому законодательству, этим предприятиям предоставлено налоговых льгот в сумме 433 млн рублей, а получено в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды в 2 раза больше. Мы рассчитываем, что к 2004 году этот показатель будет превышен. Кроме того, инвестиции означают и социальную стабильность: с 1995 по 2001 год мы смогли создать и сохранить 6600 рабочих мест. Главным источником инвестиций при этом остаются собственные средства предприятий, которые обеспечивают порядка 65-70% всех капвложений. Тем не менее вопрос старения основных фондов стоит как никогда остро: износ оборудования превысил 76%.<BR>Малый и средний бизнес приносит в новгородский бюджет доход в размере 20%, это позволяет снимать напряжение в обществе за счет сокращения безработицы. Но то, что Правительство сделало с малым бизнесом в этом году, введя единый социальный налог, однозначно плохо. Налогооблагаемая база объективно снизилась. И я не верю, что наши власти захотят исправить положение в будущем, а к концу уже этого года все региональные бюджеты понесут ощутимые потери. Из деталей столь непродуманного обращения с предпринимательством складывается и видение московскими экономистами налогового законодательства. Проще говоря, они строят свои умозаключения на подтасовке процентов.<BR><BR>-- Считает ли Вы, что кроме нехватки финансов обновление основных фондов тормозит несовершенство таможенного законодательства?<BR>-- Импортные пошлины призваны защищать интересы российских товаропроизводителей. Однако в случаях, когда отечественная промышленность не в состоянии предложить нашим деревообрабатывающим или иным предприятиям оборудование для конкурентоспособного производства, таможенные пошлины становятся препятствием. Если в стране нет аналогов этого станка, дайте возможность его ввезти без НДС и пошлин -- нам же лучше будет! Таможенное законодательство должно перестать быть фискальным, но стать стимулирующим, когда часть пошлин идет на поддержку собственного производства. А "границы" потом можно и закрыть, зато будет создана конкурентная среда. Исключением должны оставаться наукоемкие производства. Для регионов, подобных новгородскому, где иностранные инвестиции исчисляются миллионами долларов в год, очень важно создать привлекательные условия для зарубежного производителя. Вторая часть Налогового кодекса, с моей точки зрения, нуждается в следующем дополнении: освобождение от уплаты таможенных пошлин товаров, ввозимых в качестве вклада иностранных учредителей в уставный капитал при условии, что такие товары не будут ими отчуждаться, не являются подакцизными и предназначены для включения в основные производственные фонды. Главным недостатком Налогового кодекса является то, что он привязан не к расчищенному балансу предприятий.<BR><BR>-- Вы критиковали объединение региональных банков Сбербанка Северо-Запада под эгидой Петербурга. Есть ли у Вас собственное видение реформирования банковской системы?<BR>-- К слову, сейчас выясняется, что и у Северо-Западного Сбербанка не хватает полномочий. Хотя благодаря дальновидности руководства этой организации мы смогли заключить с ним отдельное соглашение, по которому в некоторых социально важных случаях имеем наименьшие процентные ставки по кредитам, также нам удалось остановить сокращение филиалов сберегательного банка в районах.<BR>Вообще же для восстановления в России связанной банковской системы, способной осуществлять кредитование бизнеса страны, должен появиться эффективный механизм рефинансирования банковской системы. Сейчас она не выполняет свою основную функцию -- накопление средств с целью направления их в реальный сектор экономики. Снижение ставки рефинансирования на 2% абсолютно недостаточно для того, чтобы предприятия смогли подступиться к банковским кредитным ресурсам. Норму процентов коммерческих банков нужно соотнести со средней нормой рентабельности производства.<BR>Главным звеном кредитно-инвестиционной системы в регионе должно стать Региональное управление ЦБ, которое распределяет и контролирует государственные инвестпрограммы. Как "подтянуть" деньги из банковской системы непосредственно к регионам? Создать условия для равномерного распределения банковского капитала по регионам, стимулируя их ставками рефинансирования, которые будет контролировать Региональное управление ЦБ.<BR>Нам нужны реальные ипотечные коммерческие банки, ориентированные на залог недвижимости в виде предприятий. Специализированным коммерческим банкам типа Россельхозбанка я предлагаю придать статус государственных специализированных. Их основной задачей должно стать инвестирование государственных и привлеченных государством финансовых ресурсов под строго целевые программы с регламентированной процентной ставкой, учитывающей региональные особенности отраслей хозяйства.<BR>И еще один важный момент, позволяющий связать коммерческие банки и страховые компании. Последние заинтересованы в предоставлении гарантий по инвестициям. Создание межбанковских инвестиционных пулов при участии страховщиков позволит создать надежный механизм консолидированной ответственности. И последнее. Центробанк России не должен иметь права коммерческой деятельности, его активы за границей должны быть прозрачными.<BR><BR>-- Многие экономисты считают, что концентрация финансов на федеральном уровне вполне оправданна. Ваше мнение как доктора экономических наук?<BR>-- Скорее, и как губернатора в одном лице. Я больше не хочу и не могу защищать федеральный центр. Два года назад нас впервые обманули, перераспределив доходы между регионами и Москвой вместо 50:50 как 65:35. Эта цифра и закрепилась как данность, а реально сейчас до 80% налогов утекает в центр. Нас призывают становиться донорами, и это основная задача Правительства -- стимулировать процесс развития регионов. Сейчас в России только 14 областей не являются дотационными, остальных такой расклад, видимо, устраивает. Я считаю, что о делении регионов на доноров и реципиентов можно уже забыть -- всем одинаково перечисляют из центра. И это плодит иждивенческие настроения. Руководители субъектов Федерации по половине месяца проводят в Москве, чтобы "выбить" собственные деньги! Недавно разговаривал с министром экономического развития Германом Грефом, который заявил, что в ближайшее время соотношение сборов и трансфертов регионам останется прежним. И это не радует. По прошествии 2 лет усиленной централизации налогов, на мой взгляд, Правительству пришло время выполнять свои обещания.<BR><BR><BR>