00:0018 апреля 200200:00
871просмотров
00:0018 апреля 2002
Фарфор родился в Китае в VI-VIII веках. Первыми известными изделиями были вытянутые полированные сосуды, бледно-зеленые и голубые вазы с вылепленным орнаментом, которые в Европе назвали селадон. Уже в ХIV веке в Китае производили изделия с надглазурной и
<BR><BR>Фарфор родился в Китае в VI-VIII веках. Первыми известными изделиями были вытянутые полированные сосуды, бледно-зеленые и голубые вазы с вылепленным орнаментом, которые в Европе назвали селадон. Уже в ХIV веке в Китае производили изделия с надглазурной и подглазурной росписью. Именно эти предметы поразили европейцев своим совершенством. В то время декоративная роспись ценилась выше, чем сами сервизы и вазы. Основными мотивами были драконы, цветы, птицы и звери. В ХVII-ХVIII веках начался активный экспорт китайского фарфора в Европу, соответственно, расширилась тематика росписи -- появились изображения с европейских гравюр и заказные сюжеты. К ХIХ веку фарфор Китая пришел в упадок.<BR><BR>Фарфор бывает твердый (изобретенный в Китае), мягкий (изобретенный в Италии) и костяной. Основные компоненты твердого фарфора -- белая глина, или каолин, придающая белизну, кварц, обеспечивающий крепость, полевой шпат и еще около 40 различных составляющих. Обжигается он при температуре порядка 1500шС. Мягкий фарфор имеет все те же составляющие, только с большей долей полевого шпата, температура обжига -- около 1300 Сш. По виду мягкий фарфор напоминает фаянс. Удивительной белизной и теплотой оттенка, просвечиваемостью и легкостью отличается костяной фарфор. В его состав добавляется растертая в порошок берцовая кость крупного рогатого скота. Этот вид наиболее похож на старинный китайский фарфор сорта "яичная скорлупа". Существует также париан, или бисквитный фарфор, -- разновидность твердого фарфора вторичного обжига без глазури, желтоватого оттенка.<BR><BR>Настоящий фарфор ценился во все времена буквально на вес золота. Петр I покупал его в Германии, платя за фарфоровые изделия именно золотом. Белизна фарфора издревле символизирует чистоту души и помыслов мастера, хрупкость напоминает о бренности нашего мира.<BR><BR>Самый старинный в Европе -- мейсенский фарфор. Его рецепт был изобретен в начале ХVIII века. Вот уже почти три века для маркировки изделий используются перекрещенные мечи с герба саксонского курфюрста.<BR>Технология изготовления остается постоянной -- старинный рецепт, ручная роспись, на клейме каждого блюдечка стоит год выпуска, имя художника и мастера. Эскизы также неприкосновенны, до сих пор фабрика выпускает те же изделия, которые производились со дня основания.<BR>Лиможский фарфор называют королевским. В России им пользовались члены царской семьи. Уцелевшие и искалеченные годами предметы -- гордость коллекционеров. Сама маркиза де Помпадур, фаворитка Людовика XV, настояла на создании Севрской королевской фабрики в 1756 году. История этого фарфора началась в 1739 году, когда один известный живописец выставил свое новое полотно и внимание публики привлекли изображенные на нем предметы. На столике выделялись необычайно тонкие китайские фарфоровые чашки и блюдца. Увидеть чрезвычайно дорогой фарфор в реальной жизни в то время могли позволить себе только очень состоятельные люди. Однако через 30 лет недалеко от Лиможа в Сент-Ирье были открыты запасы каолина (белой глины, которая способна выдерживать высокие температуры обжига). Людовик XV тут же купил это имение, а маркиза де Помпадур приказала построить фабрику по производству фарфора. Так в 1772 году появился на свет знаменитый лиможский фарфор.<BR><BR>Практически все фабрики сегодня изготавливают реплики (т.е. копии) своих (и чужих) старинных и самых удачных изделий. Поэтому для того, чтобы удивить гостей красотой первого сервиза Елизаветы, достаточно посетить магазин при ЛФЗ. Отличить реплику от оригинала можно разве что по клейму и цене.<BR>Подделки существовали всегда. В ХIХ веке в Париже жил известный фальсификатор Самсон. Однако он никого не обманывал, и на его изделиях всегда стояла личная марка -- перечеркнутое S.<BR><BR>Реставрация не всегда идет на пользу фарфору. Многие коллекционеры предпочитают видеть трещины и изломы. Восстановленная поверхность часто выглядит неестественно гладко. Самый лучший тест для изделия -- просвечивание ультразвуковой лампой. Он позволяет обнаружить темные области -- места реставрации. Замененные элементы не снижают стоимости и качества изделия в том случае, если они одного возраста с ним.