Правительство реформирует налоги для себя

Сегодня, 10 апреля, истекает срок, который Президент РФ Владимир Путин отвел Правительству России для внесения в Государственную думу предложений по упрощенной системе налогообложения малого бизнеса.

<BR><BR>Сегодня, 10 апреля, истекает срок, который Президент РФ Владимир Путин отвел Правительству России для внесения в Государственную думу предложений по упрощенной системе налогообложения малого бизнеса.<BR>Однако еще вчера, 9 апреля, в Охотном ряду инициатив кабинета министра по новым налогам для "маленьких" так и не дождались. Об этом корреспонденту "ДП" сообщили в Государственной думе. Более того, депутаты уверены, что нет никаких оснований ждать их и сегодня.<BR>Впрочем, парламентарии решили не дожидаться поправок в Налоговый кодекс от Правительства и предложили свой альтернативный и более либеральный вариант закона по упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства.<BR>Как сообщил корреспонденту "ДП" автор альтернативного закона -- лидер партии "Развитие предпринимательства" и депутат Комитета по собственности Иван Грачев, у него лично и у предпринимателей нет абсолютно никаких иллюзий относительно положения малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. По его словам, в лучшем случае суммарная налоговая нагрузка на бизнес останется на прежнем уровне, в худшем -- возрастет. "О каких обещанных Правительством и Президентом революционных изменениях идет речь -- не понятно. Положение малого бизнеса постоянно ухудшается, а Владимир Путин дает поручения исправить ситуацию тем, кто в течение долгого времени сам доводил бизнес до такого положения", -- считает Иван Грачев.<BR>На недавних парламентских слушаниях в Госдуме, где новации кабинета министров презентовали первый заместитель министра финансов (главный идеолог всех налоговых реформ) Сергей Шаталов и заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович, предприниматели, слушая обещания Правительства упростить до предела налогообложение малого бизнеса, лишь недоуменно пожимали плечами -- чиновники так и не смогли обосновать, в чем именно заключается упрощение для бизнеса. И если Аркадий Дворкович предпринимал хоть какие-то попытки компромисса, то Сергей Шаталов был категоричен -- ни на какие уступки Правительство не пойдет. Чиновники отказались отменить единый социальный налог для плательщиков единого налога на вмененный доход. Предложения Ивана Грачева и заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой (см. "ДП" №61/02, www.dp.ru) освободить плательщиков единого налога на вмененный доход от уплаты единого социального налога Бюджетный комитет Госдумы уже "завернул".<BR>"Если в Петербурге единый налог на вмененный доход вполне приемлемый, то по стране в целом его увеличили в 5-7 раз. Правительство предлагает в своем варианте уплачивать 8% от выручки плюс "всякая мелочь". Так вот, эта "мелочь" может составить как минимум еще 2% , т. е. в сумме уже получается 10%. В альтернативном проекте мы предлагаем 5%", -- говорил лидер партии "Развитие предпринимательства".<BR>Кроме того, идеи депутатов явно идут вразрез с предложениями кабинета министров по ограничениям численности работников для тех предпринимателей, которые перейдут на упрощенную систему налогообложения. Как уже сообщал "ДП" (см. №54/02), чиновники предлагают установить ограничения по численности работников малого предприятия и годовому обороту. Количество работников предприятия не должно превышать 20 человек, а годовой оборот -- 10 млн рублей. По словам Ивана Грачева, для предприятий с численностью до 100 человек в альтернативном законе предлагают вообще отменить все ограничения по годовому обороту.<BR><B>КОММЕНТАРИЙ</B><BR>Как показал опрос, который проводил "ДП" среди представителей малого предпринимательства, бизнес действительно не ждет существенного улучшения своего положения. Скорее можно говорить о том, что под лозунгом "упрощенки" Правительство пытается провести реформу не самой системы налогообложения малого бизнеса, а налогового администрирования (упрощение ведения налоговой и бухгалтерской отчетности и т.д.). В первую очередь это облегчит жизнь налоговым инспекторам. Во-вторых, судя по всему, следует ожидать количественного роста малых предприятий -- вопрос же их качественности останется за рамками официальных статистических отчетов.<BR>