Проект закона РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

Внесен в Госдуму правительством РФ и 18 марта 2002 года направлен в Комитет Государственной думы по аграрным вопросам.

<BR><BR>Внесен в Госдуму правительством РФ и 18 марта 2002 года направлен в Комитет Государственной думы по аграрным вопросам.<BR><BR>ГЛАВА I.<BR><B>ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ</B><BR><BR>Статья 1<BR>1. Настоящий федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения -- сделкам, результатом совершения которых является возникновение и прекращение прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также их изъятия в государственную или муниципальную собственность.<BR>Действие настоящего федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.<BR>2. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.<BR>3. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.<BR>Приватизация указанных земельных участков на территории субъекта Российской Федерации осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.<BR>4. Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.<BR>5. К отношениям, возникающим при использовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с его целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной настоящим федеральным законом, применяются нормы иных федеральных законов.<BR><BR>Статья 2<BR>1. Участниками отношений, регулируемых настоящим федеральным законом, являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.<BR>2. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%, на приобретение в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с настоящим федеральным законом.<BR><BR>Статья 3<BR>Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%, не могут обладать на праве собственности земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения:<BR>1) на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Государственной границе Российской Федерации";<BR>2) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.<BR><BR>Статья 4<BR>1. При совершении сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, приводящих к образованию новых земельных участков, их предельные размеры и местоположение должны соответствовать требованиям землеустройства. <BR>2. Максимальная площадь земельных участков сельскохозяйственных угодий, одновременно находящихся в собственности лица и аффилированных ему лиц и расположенных на территории одного административного района субъекта Российской Федерации, устанавливается законом субъекта Российской Федерации в размере не менее 35% общей площади сельскохозяйственных угодий в границах указанного административного района.<BR>Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.<BR><BR>Статья 5<BR>1. Если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, окажется земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, что повлечет за собой нарушение требований статей 3 и 4 настоящего федерального закона, этот земельный участок (доля в праве общей собственности на земельный участок) из земель сельскохозяйственного назначения должен быть отчужден собственником. Отчуждение земельного участка (доли в праве общей собственности на земельный участок) из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенного до введения в действие настоящего федерального закона, должно быть осуществлено в течение 1 года со дня вступления настоящего федерального закона в силу. Земельные участки (доли в праве общей собственности на земельный участок) из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после введения в действие настоящего федерального закона, подлежат отчуждению в течение 1 года со дня возникновения права собственности на такой земельный участок (долю в праве общей собственности на земельный участок) из земель сельскохозяйственного назначения или в течение 1 года со дня, когда орган юридического лица узнал либо обязан был узнать об обстоятельствах, которые повлекли за собой нарушение требований статьи 3 настоящего федерального закона.<BR>2. Если при нарушении требований статьи 4 настоящего федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, отчуждение земельного участка (доли в праве общей собственности на земельный участок) из земель сельскохозяйственного назначения, то учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязано в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации.<BR>Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в месячный срок с дня, когда ему стало известно о нарушении требований статей 3 и 4 настоящего федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка (доли в праве общей собственности на земельный участок) из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).<BR>3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, указанные земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок должен приобрести субъект Российской Федерации, либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Цена покупки определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.<BR><BR>Статья 6<BR>1. Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.<BR>2. Право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения может быть прекращено принудительно по основаниям и в порядке, установленным Земельным кодексом Российской Федерации. Аренда земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно прекращена в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.<BR>3. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника принудительно в судебном порядке в случае его ненадлежащего использования, если такое использование нанесло существенный вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.<BR>Заявление в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения направляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления при его ненадлежащем использовании, повлекшем причинение существенного вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.<BR>Заявление в суд направляется по правилам, установленным Земельным кодексом Российской Федерации для принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.<BR>Критерии и порядок определения существенности вреда, нанесенного окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, устанавливаются Правительством Российской Федерации.<BR><BR>Статья 7<BR>Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)".<BR><BR>ГЛАВА II.<BR>ОСОБЕННОСТИ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКО-<BR><B>ХОЗЯЙСТВЕННОГО</B><BR><B>НАЗНАЧЕНИЯ</B><BR><BR>Статья 8<BR>1. При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления имеет преимущественное право покупки продаваемого участка по цене, за которую он продается, кроме случаев продажи с публичных торгов.<BR>2. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора.<BR>Извещение может быть сделано путем вручения под расписку или направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.<BR>3. Если субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления откажется от покупки либо не уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение 1 месяца со дня поступления извещения, то продавец вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении. Течение срока начинается со дня поступления извещения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.<BR>Для продажи земельного участка по цене, меньшей ранее заявленной, или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.<BR>4. При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.<BR>5. Правила настоящей статьи не применяются к иным договорам, по которым производится отчуждение земельных участков.<BR><BR>Статья 9<BR>1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, установленных настоящим федеральным законом.<BR>2. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в аренду без проведения торгов гражданам для сенокошения и выпаса скота, хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по их заявлениям государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, обладающими правом на предоставление соответствующих земельных участков.<BR><BR>Статья 10<BR>В случае если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных статьями 3 и 4 настоящего федерального закона, к указанным наследникам применяются правила, установленные статьей 5 настоящего федерального закона.<BR><BR><B>ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ОБОРОТА ДОЛЕЙ В ПРАВЕ ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ</B><BR>НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКО-<BR><B>ХОЗЯЙСТВЕННОГО</B><BR><B>НАЗНАЧЕНИЯ</B><BR><BR>Статья 11<BR>1. К сделкам с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если участников общей собственности более пяти, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 12 и 13 настоящего федерального закона.<BR>2. Участник долевой собственности обязан известить остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в местном периодическом печатном издании о намерении продать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения третьему лицу в письменной форме.<BR>Если остальные участники долевой собственности в течение месяца с момента письменного извещения или опубликования указанного сообщения откажутся от покупки или не заявят о намерении приобрести долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, продавец вправе продать свою долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения третьему лицу.<BR><BR>Статья 12<BR>1. Участник долевой собственности вправе требовать выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Для выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения участник долевой собственности обязан известить о намерении выделить земельный участок в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в письменной форме остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в местном периодическом печатном издании с указанием предполагаемого местоположения выделяемого земельного участка и размера компенсации в случаях, установленных настоящей статьей.<BR>Местоположение выделяемого земельного участка должно соответствовать требованиям, установленным пунктом 1 статьи 4 настоящего федерального закона.<BR>В случае, если рыночная стоимость выделяемого земельного участка в расчете на единицу его площади превышает рыночную стоимость оставшегося после выдела земельного участка в расчете на единицу его площади, участник долевой собственности, осуществляющий выдел земельного участка, обязан выплатить компенсацию остальным участникам долевой собственности после выдела земельного участка.<BR>Размер компенсации определяется как произведение площади выделяемого земельного участка и разницы рыночных стоимостей выделяемого земельного участка и оставшегося после выдела земельного участка в расчете на единицу их площадей.<BR>2. В случае, если в течение месяца со дня надлежащего уведомления или опубликования сообщения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, не поступит возражений от участников долевой собственности, предложение о местоположении земельного участка и размере компенсации в случаях, установленных настоящей статьей, считается согласованным.<BR>Споры о местоположении выделяемого земельного участка и размере компенсации разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается Правительством Российской Федерации.<BR>В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка и размере компенсации рассматриваются в суде.<BR>3. Неиспользуемая в течение 2 лет часть находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае, если такое неиспользование нанесло существенный вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, может быть выделена в самостоятельный земельный участок субъектом Российской Федерации, либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления по правилам, установленным настоящей статьей.<BR>Субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на указанный земельный участок в случае, если участник (участники) долевой собственности не известны, либо о прекращении права собственности участника (участников) долевой собственности на долю в праве общей собственности и о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на указанный земельный участок в случае, если участник (участники) долевой собственности известны.<BR><BR>Статья 13<BR>Решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности. Уведомление участников долевой собственности о предстоящем собрании производится не менее чем за 1 месяц до даты его проведения в письменной форме под расписку и (или) путем опубликования сообщения в местном периодическом печатном издании. При условии надлежащего уведомления собрание считается правомочным вне зависимости от числа явившихся участников долевой собственности. Решение принимается большинством голосов в две трети присутствующих на собрании участников долевой собственности и оформляется протоколом. Протокол подписывается всеми присутствующими участниками долевой собственности.<BR>ГЛАВА IV.<BR><B>ПЕРЕХОДНЫЕ</B><BR><B>И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ</B><BR><BR>Статья 14<BR>Земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до введения в действие настоящего федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.<BR><BR>Статья 15<BR>С момента вступления в силу настоящего федерального закона к заключенным договорам аренды земельных долей применяются правила, регулирующие отношения по договору доверительного управления имуществом.<BR><BR>Статья 16<BR>Участники долевой собственности, получившие при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, в счет которых не были определены на местности границы земельных участков, обязаны обеспечить определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями землеустройства.<BR><BR>Статья 17<BR>Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до введения в действие федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также при отсутствии свидетельств -- выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, изданных до введения в действие федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.<BR><BR>Статья 18<BR>Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу.<BR><BR>Статья 19<BR>1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим федеральным законом.<BR>2. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего федерального закона.<BR><BR><BR><B>Подготовлено</B><BR><B>по материалам ИПС</B><BR><B>"Кодекс" (полный</B><BR><B>текст законопроекта</B><BR>см. www.kodeks.net)