00:0002 апреля 200200:00
13просмотров
00:0002 апреля 2002
Впервые петербургские девелоперы не просили чужих денег, демонстрировали, что могут построить на свои.
<BR><BR>Впервые петербургские девелоперы не просили чужих денег, демонстрировали, что могут построить на свои.<BR>Это произошло на прошедшей в середине марта в Каннах инвестиционной выставке MIPIM-2002. В отсутствие в этом году стенда Москвы основное внимание участников, интересующихся возможностями инвестирования в Россию, было приковано к стенду Петербурга.<BR>Корреспондент "Делового Петербурга" оказался первым представителем петербургских СМИ, которому удалось побывать на этой выставке и собственными глазами увидеть и оценить все, что на ней происходило.<BR>Среди инвесторов, девелоперов, консультантов и прочих участников инвестиционного процесса появление на крупнейшей в Европе выставке проектов развития недвижимости считается хорошим тоном. "Засветиться" на этой гигантской профессиональной тусовке считают необходимым не только девелоперские компании, но и все крупные европейские города и регионы.<BR>Наконец-то наши бизнесмены отправлялись на выставку не за деньгами. Практически все ставили перед собой одну задачу -- изучить мировой девелоперский опыт. Главным стало не найти иностранные инвестиции, а "засветить" и продвинуть собственный брэнд на мировом уровне.<BR><BR><B>Наши идут</B><BR>Петербург принимает участие в MIPIM с 1997 года. В этом году в состав петербургской делегации вошло 108 человек, а возглавлял ее Александр Вахмистров, вице-губернатор, председатель Комитета по строительству. Строительное ведомство занимается организацией участия Петербурга в данной выставке третий год. За этот период формат и состав проектов, вывозимых на всеобщее обсуждение, существенно изменился.<BR>"Поначалу выставки действительно воспринимались большинством наших людей как некое место, где простой российский застройщик может запросто встретиться с иностранным инвестором, который тут же предложит ему свое финансирование, -- рассказывает Валерий Гутовский, первый заместитель генерального директора "Петербургстрой SKANSKA". -- Сейчас ситуация изменилась, тот, кто едет на выставку, прекрасно понимает, что это прежде всего место, где люди встречаются и обмениваются информацией".<BR>Действительно, раньше состав делегации и предлагаемые проекты не вписывались в общепринятый на каннском форуме формат. Многие строительные фирмы предлагали проекты жилой (причем даже типовой) застройки, которые не могли заинтересовать иностранцев ни по уровню рентабельности, ни по схемам вложения и возврата инвестиций.<BR>Однако многолетнее посещение MIPIM произвело своеобразную фильтрацию как самих петербургских участников, так и состава предлагаемых ими проектов. Домостроители, специализирующиеся на использовании средств местных дольщиков, уже не стремятся в Канны, поскольку прекрасно понимают, что никакого эффекта эта поездка им не принесет.<BR>Объектом, способным хоть как-то заинтересовать иностранцев, может стать только элитное жилье. Но даже оно уступает по своей привлекательности торгово-развлекательным комплексам и объектам гостиничного хозяйства.<BR>Именно поэтому в 2002 году большая часть компаний-участников представила проекты торговых центров (ЗАО "Адамант" -- ТЦ "Меркурий", ООО "Коммерческий центр "Питер" -- ТЦ "Сенная" и ТЦ "Питер", ОАО "Лиат-Дикси" -- гипермаректы "О'Key", ООО "Стройкорпорация "Элис" -- ТК "Владимирский пассаж"), а также отелей и многофункциональных комплексов, в состав которых входят гостиницы (ООО "Стройкорпорация "Элис" -- гостиница "Достоевская", Государственный Русский музей -- Михайловский отель, ОАО "Центр гуманитарного и делового сотрудничества" -- Taleon boutique hotel и Шереметевский дворец, ОАО "Банк "Санкт-Петербург" -- отель "Северная корона").<BR>Среди 14 проектов, выставленных на петербургском стенде, только две фирмы (ОАО "Техностром-Строительство" и ЗАО "ИВИ-93") предлагали варианты развития жилой недвижимости. В то же время впервые были представлены концепции развития территорий бывших промышленных зон (ЗАО "Бекар" и ЗАО "Строймонтаж" -- Выборгская набережная, ОАО "Нева-Ленд" -- "Квартал 700").<BR><B>Собственные ресурсы</B><BR>Характерно, что практически все руководители фирм, представивших девелоперские проекты, утверждали, что в прямом финансировании своего детища они не нуждаются.<BR>Это говорит о том, что деньги российских инвесторов наконец-то перестали выводиться из страны. Петербургский рынок коммерческой недвижимости уверенно набирает обороты и расценивается местными бизнесменами как высокорентабельный и перспективный.<BR>"Презентуя свой проект, который, кстати, уже близится к завершению, мы прежде всего показываем возможности Петербурга, а также потенциал собственной компании", -- высказывается генеральный директор ООО "Стройкорпорация "Элис" Андрей Брындиков.<BR>"Мы получили большую пользу от контактов и общения на выставке, причем не только с иностранцами, но и с соотечественниками, в частности с членами петербургской делегации, -- считает Алексей Юшков, генеральный директор ОАО "Ленстройреконструкция" (входящего в одноименную холдинговую группу "ЛСР"). -- В Петербурге у каждого своя работа, и нет ни времени, ни возможности руководителям крупных предприятий собраться вместе. На MIPIM же этот дефицит общения восполняется.<BR>Что касается представления брэнда нашей группы, то больший интерес со стороны зарубежных участников вызвал тот факт, что в нее входят предприятия, участвующие в различных этапах инвестиционно-строительного процесса, начиная от добычи сырья и производства строительных материалов и заканчивая продажей готовых квартир".<BR>"Инвестиционных ресурсов у нас достаточно, руководство группы преследовало иную цель в своей поездке, -- говорит Игорь Левит, генеральный директор ЗАО "НПО "Керамика" (также входящего в группу "ЛСР"). -- Наблюдения за тенденциями мирового рынка недвижимости позволяют выстроить стратегическое планирование развития нашего холдинга с учетом этих тенденций".<BR><BR><B>Иностранные интересы</B><BR>"Россия для зарубежных компаний -- рынок только возникший, поскольку у нас только-только начали продавать землю на понятных для них условиях, -- уверен президент компании "Бекар" Александр Шарапов. -- Серьезные контакты по инвестициям готовятся за несколько месяцев до самой выставки. Здесь люди встречаются ежегодно, но договариваются об этом заранее. Это место, где можно обменяться идеями сразу с несколькими партнерами по переписке.<BR>Один венчурный фонд интересовался представленными нами участками в Петродворце под жилищное строительство. Большинство же инвесторов в недвижимость считают вложения в недвижимость в России чересчур рискованными. Европейцы в основном общаются между собой. У них общая валюта, схожее законодательство".<BR>Особый интерес был проявлен к проекту "Делового сити" на Выборгской стороне, представленному "Бекаром" и "Строймонтажем".<BR>"Задавались вопросы о возможности приобретения земельных участков и недвижимости, об условиях развития объектов и параметрах доходности, -- рассказывает Артур Кириленко, генеральный директор корпорации "Строймонтаж". -- Мы общались с Родом Паркером, представителем компании Khight Frank, принимавшей участие в создании делового квартала в Лондоне. По его мнению, петербургский проект даже обладает рядом преимуществ по сравнению с Доклендом. Это лучшее местоположение, хорошая транспортная доступность, наличие метро, мостов, городских автодорог, близость железнодорожного вокзала. Господин Паркер также отметил, что при реализации подобных проектов не нужно бояться близкого расположения исторического центра. Например, Докленд находится в 10 минутах ходьбы от всемирно известных памятников архитектуры старого Лондона".<BR>Вернер Велтер, представитель Deutsche Bank Real Estate, высказал мнение о том, что в крупных городах развитых стран, к ним он относит и Петербург, регулярно встает вопрос о высотной застройке определенных городских территорий. "Появление в Петербурге "делового сити" окажет положительное влияние на развитие в городе крупного бизнеса", -- заявил он.<BR>Того же мнения придерживается и Эфраим Готе, сенатор города Берлина. Ссылаясь на опыт возведения делового квартала в столице Германии, он считает, что реализация проекта Выборгской набережной привлечет в Петербург крупные инвестиции, поскольку у известных мировых компаний, нуждающихся в огромных офисных площадях, появится возможность развивать свою деятельность в Петербурге.<BR>"Иностранцы стали более заинтересованными, задают конкретные вопросы, видно, что готовы инвестировать в Петербург, -- делится своими наблюдениями Виталий Вотолевский, генеральный директор ОАО "Петербургстрой SKANSKA". -- Еще 3 года назад спрашивали, где находится Россия, правда ли, что на улицах стреляют. Через год интересовались, можно ли покупать и продавать недвижимость, есть ли регистрация прав. Сейчас задаются вполне конкретные вопросы -- параметры городского бюджета, какова процедура получения прав на застройку, цены на землю в центре и на окраинах, технология изучения общественного мнения при строительстве новых объектов.<BR>Большая часть интересовавшихся -- это компании, уже работающие в Москве, а теперь рассматривающие возможность прихода в Петербург. Например, турецкая компания, строящая сеть магазинов "Рамстор" в Москве.<BR>Многие интересовались, какие из западных компаний уже инвестируют в Петербург. И, когда они узнавали, что SKANSKA развивает здесь свою деятельность и даже приобрела местную компанию "Петербургстрой", их это очень ободряло. Ведь недостаточно привезти деньги, чтобы проект был успешен, нужна качественная его реализация и развитие, а это как раз то, чем SKANSKA уже более века занимается во многих странах".
<BR>"Основной вид нашей деятельности -- это гипермаркеты, и интерес иностранцев к такого рода недвижимости крайне высок, -- рассказывает председатель наблюдательного совета ОАО "Лиат-Дикси" Борис Волчек. -- У нас завязались контакты с инвестиционным фондом, с проектировщиками и поставщиками оборудования".<BR><BR><B>Тенденции</B><BR>Обобщая мнение петербургских девелоперов, не первый год участвующих в MIPIM, можно выделить следующие общемировые тенденции в девелопменте объектов недвижимости. Проекты стали более глобальными, как правило, это развитие целых территорий в 100-300 га и стоимостью в несколько миллиардов долларов (например, бывшие доки и намывные территории). Все проекты хорошо проработаны (зонирование, демография населения, какие виды промышленности имеют лучшие перспективы развития на данной территории). К проекту прилагаются предложения банка (причем готового кредитовать проект вплоть до 70% его общей стоимости), страховой компании, консультантов и т.п.<BR>Среди архитектурных стилей все больше развивается hi-tech, тогда как классические стили постепенно уходят. Много внимания уделяется технологиям комфорта и созданию интеллектуального дома, когда управление всеми сервисами и службами осуществляется не выходя из квартиры.<BR>Что касается движения мирового капитала, то сегодня традиционные для западных инвесторов страны снизили свою привлекательность. Например, если раньше США традиционно инвестировали в Восточную Азию (Гонконг, Тайвань, Индонезию), то теперь этот рынок уже насыщен. Кризисные моменты отмечаются и в Латинской Америке.<BR>По мнению экспертов, сейчас наиболее привлекательными регионами считаются Китай, Восточная Германия и бывшие страны соцлагеря (Польша, Венгрия, Чехия). Россия же в этом плане пока существенно отстает от указанных стран.<BR>"Честно говоря, наши ожидания оправдались практически на 100%. На выставке было представлено множество вариантов комплексного развития территорий. Это говорит о том, что наш проект разработан в соответствии с мировыми тенденциями, -- высказывается Дмитрий Киселев, председатель совета директоров ОАО "Нева-Ленд". -- К сожалению, в ближайшее время не приходится говорить о притоке большого количества иностранных инвестиций в петербургскую недвижимость, но интерес к городу возрастает. Нельзя не отметить работу администрации города. Проводимая ею политика, безусловно, повышает инвестиционную привлекательность Петербурга. Но реальность есть реальность. Сегодня рано говорить о глобальных инвестициях, но на частные можно смело рассчитывать".<BR><BR><B>Организация</B><BR>В отличие от России, которую представлял только Петербург, прочие европейские страны объединяли свои города целыми залами. Например, очень хорошо презентовали себя немцы и итальянцы, организовавшие "национальные улицы". Это множество стендов с отличной организацией и серьезными проектами, за этим видится сложившийся альянс власти и бизнеса, что внушает доверие инвесторам.<BR>Уже второй год участники выставки из общей массы выделяют стенд Лондона, занимающий центральное место в выставочном комплексе.<BR>В целом члены петербургской делегации остались довольны работой собственного стенда, однако высказали и ряд замечаний и предложений. Так, практически все заявили о необходимости расширить площадь стенда, поскольку тем компаниям, которые привозят собственные проекты, нужно отдельное место как для презентаций, так и для переговоров.<BR>"Вопрос с расширением очень сложный, -- поясняет Александр Шабасов, заместитель председателя Комитета по строительству. -- Популярность MIPIM растет, участников становится все больше. Практически сразу после окончания этой выставки мы подали заявку на увеличение площади петербургского стенда. Буквально на этой неделе организаторы предложат нам новые варианты".<BR>Также бизнесмены высказали пожелание о большей степени взаимодействия власти и бизнеса при проведении запланированных протокольных встреч и приемов.<BR>О том, что нужна более масштабная рекламная кампания, предшествующая выставке, заявляли и те, кто продвигал только брэнд своей фирмы, и те, кто презентовал конкретные проекты.<BR>"Для того чтобы Россию перестали воспринимать как экзотику, участие в подобных выставках должно быть обязательным и регулярным, -- убежден Вячеслав Семененко, вице-президент корпорации "Петербургская недвижимость". -- Нельзя учиться плавать в сухом бассейне по принципу "научитесь -- воду дадим". Инвесторам необходимо развиваться в той среде, где вращаются живые деньги, только так наш девелопмент сможет выйти на мировой уровень".