Угольные компании боятся случайных собственников

Для модернизации угольной промышленности только республики Коми необходимо около 1 млрд рублей внешних инвестиций ежегодно.

<BR><BR>Для модернизации угольной промышленности только республики Коми необходимо около 1 млрд рублей внешних инвестиций ежегодно.<BR>Однако частные инвесторы, готовые выкупить у государства пакеты акций угольных предприятий, настроены скорее на получение быстрой прибыли, чем на развитие предприятий.<BR><BR><B>Иллюзия стабильности</B><BR>Как считают в министерстве промышленности РК, результаты работы угольщиков Печорского бассейна в 2001 году создали некоторую иллюзию стабильности: увеличился объем добычи, улучшились отдельные производственные и технические показатели, появилась надежда на выход из экономического кризиса отрасли. Но финансовое состояние угольной отрасли республики, как и угольной отрасли России в целом, остается сложным. Кредиторская задолженность на начало 2002 года составляет 15,3 млрд рублей и превышает дебиторскую более чем в 5 раз. Платежный дефицит возрос до 12,4 млрд рублей, остается высокой задолженность по заработной плате. За 2001 год она возросла на 92 млн рублей и составила 584 млн рублей.<BR><BR><B>Нет хуже чужого добра</B><BR>Резкое падение спроса на угольную продукцию в декабре прошлого года и в первые 2 месяца этого года не только свело на нет робкие достижения, но и отбросило отрасль на уровень экономических показателей 3-4-летней давности.<BR>На себестоимости печорских углей губительно сказываются и тарифы. В апреле этого года прогнозируется новое повышение тарифов на электроэнергию, а железнодорожные тарифы в последнее время обесценивали все попытки угольщиков Республики Коми выйти из кризиса.<BR>Министр промышленности Республики Коми Владимир Баскаков считает, что Печорский угольный бассейн вправе претендовать на льготный железнодорожный тариф так же, как Кузбасс.<BR><B>Составляющая потерь</B><BR>Одной из причин сложившейся ситуации в минпроме РК считают завышение объемов потребления газа в ущерб угольной составляющей, импорт угля из Казахстана (27 млн тонн), увеличение объемов добычи угля в стране в 2001 году. Определенную роль сыграла и аномально теплая зима этого сезона. Предполагаемое увеличение использования объемов газа до 2010 года -- 24%, а сокращение потребления угля -- 20%. Но основная причина, по мнению Владимира Баскакова, заключается в отсутствии четкой и целенаправленной государственной политики в вопросах энергетической стратегии: "В структуре современного энергетического баланса России примерно 50% занимает газ, 32% -- нефть, 11% -- уголь, 7% -- атомная и нетрадиционная энергетика. Такое соотношение без всякого преувеличения можно назвать самоубийственным.<BR>Дело в том, что запасов нефти и газа в стране хватит всего на ближайшие 40-50 лет. В РК добыча нефти за последние 15 лет упала почти в 3 раза, добыча газа -- в 5-6 раз.<BR>Запасов же углей хватит на 500-600 лет. Они практически неисчерпаемы. По расчетам специалистов, оптимальным для России может считаться такое соотношение: 30% -- газ, 22% -- нефть, 34% -- уголь, 14% -- атомная и другая энергетика. А с точки зрения энергетической безопасности уровень угля в балансе не должен быть ниже 25%".<BR><BR><B>Механизма нет</B><BR>Энергетическая стратегия России, как считает Владимир Баскаков, -- серьезный взвешенный документ, однако государственного механизма по его реализации не существует: "Чудес не бывает, и в короткие сроки перейти от одного соотношения энергоносителей к другому невозможно. Но, к сожалению, со стороны государства и не просматривается никаких усилий в этом направлении, угольные компании самостоятельно противостоят энергетическим монополиям. Такие рычаги управления, как ценовая политика, регулирование тарифов и рынков сбыта, запрет на ввоз угля из-за рубежа, государственный заказ на поставку угля бюджетным организациям и для энергообеспечения городов и населенных пунктов, практически не используются".<BR><BR><B>В поисках собственника</B><BR>Как считает Владимир Баскаков, повальная приватизация угольных предприятий с прямого благословения государства несет в себе опасность появления собственника, не заинтересованного в их развитии. Опыт почти 100%-ной приватизации двух наиболее перспективных шахт в Печорском угольном бассейне (ОАО "Шахта Западная" и ОАО "Шахта Воргашорская") показал крайне негативный результат передачи пакетов государственных акций в руки физических лиц.<BR>По обоим предприятиям резко упали объемы производства (в 2-2,5 раза), многократно возросли задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а задолженности по заработной плате возросли до 9-12 месяцев. Только восстановление государственных пакетов акций (по ОАО "Шахта Западная" -- через процедуру банкротства, а по ОАО "Шахта Воргашорская" -- путем аннулирования незаконной эмиссии акций и присоединения к ОАО "Воркутауголь") позволило начать восстановление их нормальной деятельности. "Единственным стимулом для приобретения таких компаний, -- говорит Владимир Баскаков, -- может служить предполагаемая выручка средств от реализации ликвидных активов, которая позволила бы быстро вернуть вложенные средства и получить прибыль".<BR>Крупный потенциальный инвестор, такой, как ОАО "Северсталь", может максимально инвестировать в производство ОАО "Воркутауголь" не более $10 млн в год. При этом представители ОАО "Северстали" открыто заявляли, что в случае приобретения контрольного пакета акций главной целью владельца станет значительное удешевление угольной продукции в интересах собственника без учета нормального функционирования социальной сферы. Потенциальных инвесторов для ОАО "Компания "Интауголь" вообще не было выявлено. Это обстоятельство, по мнению Владимира Баскакова, значительно повышает вероятность появления "случайного" собственника с весьма неясными намерениями.