"Ловкость рук, и никакого мошенничества", правда, и денег никаких

Петербургские фокусники давно разгадали все тайны Дэвида Копперфильда и могут в деталях рассказать, как делается тот или иной трюк. Однако главный фокус заокеанского иллюзиониста -- высокие гонорары -- петербургским артистам пока неподвластен.

<BR><BR>Петербургские фокусники давно разгадали все тайны Дэвида Копперфильда и могут в деталях рассказать, как делается тот или иной трюк. Однако главный фокус заокеанского иллюзиониста -- высокие гонорары -- петербургским артистам пока неподвластен.<BR>Основные причины -- неустановившийся рынок и отсутствие нормального менеджмента. Обманом и ловкостью рук на Западе наслаждаются гораздо больше и чаще, чем в России. И платят за это гораздо выше. В Петербурге фокусники уступают первые места клоунам, музыкантам и массовикам-затейникам. Впрочем, в еще большем загоне находится "экзотика" -- пожиратели пламени и стекол, факиры и дрессировщики рептилий.<BR><BR><B>Петербург манипулирует</B><BR>В Петербурге можно насчитать всего с десяток "серьезных" фокусников, то есть тех, кто работает постоянно и регулярно. Вообще же фокусниками провозгласили себя 40-50 человек. Все "волшебники" делятся на две категории: иллюзионисты и манипуляторы. Первые имеют дело с массой объемного реквизита и с весьма сложными номерами, в процессе которых происходит исчезновение или появление людей, люди летают или делятся на части. Классический пример -- Дэвид Копперфильд и наш Игорь Кио. Сегодня в Петербурге иллюзионистов нет, эта специализация требует больших вложений в реквизит и постановку. Местные фокусники в основном перешли на манипуляцию, то есть операции с различными мелкими предметами -- картами, веревками, шариками, кольцами и так далее.<BR>Впрочем, некоторые артисты создают нечто, не умещающееся "в рамки" двух вышеназванных групп. Например, семейная пара фокусников -- Роман и Лидия Борщ ставит фокусы с животными. В хит-параде фокусных забав первые места помимо животных, превращающихся во что-либо, занимают трюки с деньгами (лучше долларами), девушками (лучше красивыми) и огнем.<BR><BR><B>О ценах спорят</B><BR>Современная жизнь фокусника в основном ночная. Если раньше "Ленконцерт" организовывал концерты на нормальных сценических площадках, то сейчас все иллюзии "перетекли" в ночные клубы и рестораны. О ценах на свои услуги петербургские волшебники говорят неохотно. "Кто-то выступает и за 50 рублей", -- хором твердят они. Если в обычный будний день стоимость одного "выхода" -- $30, то под Новый год ни один из фокусников не согласится дурачить публику меньше чем за $100. Количество заказов увеличивается в дни всенародных праздников, а летом наступает "мертвый сезон". "Иногда приглашают "на выезд". Мы, например, недавно вернулись с Ямайки, куда нас пригласили на закрытую вечеринку. Состоятельные люди из России сняли целый отель и пригласили "Скорпионс", "Назарет", наших Чичерину, "Виагру" и, собственно, нас", -- поведал Роман Борщ.<BR><BR><B>Сам себе менеджер</B><BR>На вопрос: "Есть ли в Петербурге русский Копперфильд?" -- один из фокусников незамедлительно ответил: "Позвоните Коле Филипину!". Правда, сам Николай Филипин от лавров супериллюзиониста отказался, сказал, что он обычный манипулятор. С этим поспешили не согласиться его коллеги, для многих из них некоторые фокусы Филипина остаются загадкой. Однако факт остается фактом, реализовать себя в России практически невозможно: шоу-бизнес не развит. "У нас нет рынка, у нас -- базар", -- твердят петербургские фокусники.<BR>Самое сложное -- найти "рынок сбыта". Как правило, каждый фокусник сейчас сам себе менеджер. "Слой администраторов только начал формироваться. И артисты порой сами учат менеджеров, как работать. Вкладывать в наш жанр тоже никто не собирается, поскольку отдача может быть только через 5-7 лет", -- мрачно размышляет фокусник Константин Стульгинский. "Я пробовал работать через агентство. Но за 1,5 года они мне организовали лишь одно выступление -- и то на празднике собственной директрисы", -- вторит ему несостоявшийся Копперфильд -- Николай Филипин.<BR>Вопрос о реквизите для выступлений повергает профессионалов в уныние. Большинство делает его собственноручно. Бывает, складные цилиндры, волшебные палочки и шкатулки привозят из Москвы, где существует Клуб фокусников.<BR><BR><B>Иллюзия жизни</B><BR>На площадке появилась девушка -- из зрителей. Фокусник показал публике два платка, связанных узлом. После непродолжительных манипуляций вокруг девушки фокусник вдруг вытащил из ее декольте платки... вместе с привязанным к их концам бюстгальтером. Растерянная девушка под дружный хохот публики испуганно хлопала себя по груди.<BR>Такие фокусы сегодня особенно популярны в клубах. Однако "ресторанно-клубная" жизнь не удовлетворяет практически всех артистов оригинального жанра. "Как правило, нормальная площадка там отсутствует.<BR>Для показа фокусов необходимы определенные условия. Например, зрители должны видеть фокусника только спереди. Да и ресторанная публика особая. Они, например, не любят аплодировать", -- грустит Николай Филипин. (В.К.)