Лизинговые компании нужны многим, но дают не всем

Конъюнктура на рынке финансовой аренды (лизинга) в РФ складывается в пользу операторов этого рынка.

<BR><BR>Конъюнктура на рынке финансовой аренды (лизинга) в РФ складывается в пользу операторов этого рынка.<BR>Объем российского рынка лизинговых услуг в 2001 году составил $1,5 млрд, а в 2002 году эта цифра может превысить $2 млрд.<BR>Руководители лизинговых компаний почувствовали оживление спроса еще год назад. Причем число желающих приобрести станок, автомобиль, оргтехнику в лизинг растет быстрее возможностей желающих предоставить подобную услугу.<BR>В лизинговые компании обращаются уже не только предприятия с высокой оборачиваемостью средств (торговые, транспортные компании, пищевики), но и предприятия, где операционный цикл свыше 1 года (машиностроительные, электротехнические заводы).<BR>На этом основании менеджеры лизинговых компаний и прогнозируют в текущем году прирост оборота не ниже прошлогоднего уровня, то есть как минимум на 100%, а то и выше.<BR>Вместе с количественными изменениями, происходящими на российском рынке лизинга, меняются и качественные характеристики. Так, в последнее время наметилась тенденция к сокращению стоимости лизинга главным образом за счет снижения стоимости кредитных ресурсов, привлекаемых для финансирования. Увеличиваются сроки предоставления оборудования. Если еще 2 года назад основная часть договоров лизинга заключалась на 1-2 года, то сейчас временные рамки лизинговых договоров достигают 5 лет.<BR>Наиболее активно лизинг в Петербурге используют автоперевозчики, полиграфисты, производители продуктов питания.<BR>"Лизинг выгоднее банковского кредита для рентабельных, платящих налоги предприятий. А для убыточных и укрывающихся от налогов компаний развитие посредством лизинга -- чуть ли единственно возможный путь расширения, обновления основных производственных фондов", -- полагает Сергей Силинг, генеральный директор ЗАО "РТ-Лизинг", президент Ассоциации "Петербург-Лизинг".<BR><BR>Уже хорошо,<BR><B>а будет еще лучше</B><BR>Точных оценок емкости петербургского рынка лизинга у представителей этого бизнеса нет. Косвенно посчитать ее можно по доле промышленного производства в городе на Неве в общем объеме промышленного производства в России. Получается, что лизингодатели Петербурга могут поделить между собой в текущем году $200-300 млн.<BR>"Теоретически в ближайшие 7-10 лет рынок финансовой аренды, те есть лизинга, в Петербурге может составлять не менее $1,0 млрд ежегодно", -- считает Михаил Рыбаков, генеральный директор ООО "Глобус-лизинг".<BR><BR><B>Лобби настояло</B><BR>Единственное, что настораживает лизингодателей, так это изменения Налогового кодекса, вступившие в силу с начала 2002 года.<BR>Согласно внесенным в НК поправкам по легковым автомобилям и микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 тысяч рублей и 400 тысяч рублей, норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5 вместо 3. В эту категорию попадают практически все легковые автомобили и микроавтобусы иностранного производства. Благодаря этому срок амортизации удлиняется и составит для этой группы автомобилей не менее 5 лет. Что делает лизинговые операции по импортной технике менее привлекательными, чем раньше.<BR>"По сравнению с прошлым годом количество сделок с импортными легковыми автомобилями у нас снизилось в несколько раз. Аналогичная ситуация и в других компаниях. Это существенно: ведь доля сделок с легковым автотранспортом иностранного производства достигала в прошлом году 60% от общего количества сделок с легковым автотранспортом.<BR>Я думаю, что возведение подобных барьеров на пути импортной техники сделано для поддержки отечественных автозаводов", -- говорит Светлана Рясная, коммерческий директор ЗАО ФК "Балтинвест".<BR><BR><B>Кому лизинг выгоден</B><BR>Но в целом рост промышленного производства в России и высокий уровень износа станков, производственных механизмов, транспортных средств на российских заводах и фабриках внушают оптимизм руководителям лизинговых компаний.<BR>По итогам 2001 года доля задействованного в промышленности оборудования со сроком эксплуатации до 5 лет составила 3,9%, а более 20 лет -- 35%. Выбор источников финансирования для приобретения основных средств не так уж и велик: собственные средства, банковский кредит и лизинг.<BR>Существенное отличие последнего варианта от двух предыдущих -- в возможности ускоренной амортизации. В период действия лизингового договора платежи лизингодателю можно относить на себестоимость производимой продукции/услуг. А по истечении действия договора, через 2-3 года, лизингополучатель может поставить на баланс имущество (предмет лизинга) по минимальной или нулевой остаточной стоимости и снизить тем самым себестоимость производимой продукции/услуг по статье "амортизация основных фондов".<BR>"По лизинговой схеме мы приобрели две линии по производству школьных тетрадей с линованием и скреплением спиралью или скрепкой. Стоимость оборудования превысила DЕM6 млн, расчеты по сделке велись в рублях. Оборудование еще находится в собственности лизингодателя, поэтому мы не платим налог на имущество", -- говорит Олег Лаенко, коммерческий директор центра прибыли "Бумага и ББИ" ЗАО "Северо-Западная Лесопромышленная компания".<BR>Наиболее сложный вопрос, с которым сталкиваются финансовые менеджеры компаний, привлекая заемные средства, -- обеспечение залога кредитору. "В свое время мы пытались приобрести печатный станок по лизинговой схеме, но у нас не получилось из-за того, что мы не смогли найти обеспечение под эту сделку. В процессе использования оборудование теряет в цене, поэтому лизинговая компания взяла в залог не полную стоимость печатной машины, а только ее часть. Оставшуюся часть суммы залога мы должны были найти сами. Но не получилось.<BR>Поставщик оборудования пошел нам навстречу и предложил более выгодные условия, чем лизингодатель. Мы сделали предоплату за станок в размере 30%, взяв кредит в банке, а остальную сумму выплатим поставщику в течение 5 лет", -- говорит Павел Арефьев, директор по финансовым вопросам ОАО "Иван Федоров".<BR><BR>Клиент банка --<BR><B>наш клиент</B><BR>Лизинговые компании часто создаются как дочерние структуры банков. Отсюда вытекают и условия кредитования. Большинство банков предпочитают кредитовать только те предприятия, которые являются их постоянными клиентами. Таким образом, чтобы получить доступ к кредитным ресурсам лизинговой компании банка, предприятие должно стать клиентом этого банка: открыть расчетный счет и вести часть своих расчетов через данный банк.<BR>"Желательно, чтобы оборот по банковским счетам потенциального лизингополучателя соответствовал его запросам. Если запросы клиента значительно превышают его обороты по банковским счетам и это небольшая компания с непродолжительной историей, то получить желаемое такому клиенту будет непросто. Кредитование неизвестного лизингополучателя связано с более высоким уровнем риска", -- говорит Светлана Рясная, коммерческий директор ЗАО ФК "Балтинвест".<BR><BR><B>Доступ открыт</B><BR>Общая тенденция на рынке лизинга -- рост числа участников рынка и, как следствие, смягчение условий кредитования.<BR>Количество лизинговых компаний в России -- около 500. В Петербурге реально действует 20-25 компаний, и пока жесткой конкуренции среди них нет.<BR>Но в ближайшие годы количество игроков может вырасти благодаря отмене обязательного лицензирования лизинговой деятельности с 10 февраля 2002 года (федеральный Закон от 08.08.01 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").<BR>"Лицензирование не препятствовало появлению новых российских компаний. Оно больше служило барьером проникновения на российский рынок иностранного капитала. Отмена лицензий упрощает иностранным компаниям выход на российский рынок. И в ближайшие годы можно ожидать увеличения числа операторов рынка -- как российских, так и иностранных", -- полагает Дмитрий Горизонтов, президент ООО "Петербургская Лизинговая Компания".<BR><B>Определения</B><BR>Лизинг -- по законодательству РФ -- вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором.<BR>Договор лизинга -- договор, в соответствии с которым арендодатель (далее -- лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее -- лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.<BR>В общем, договор лизинга -- обязательства сторон, которые исполняются сторонами других договоров и которые образуются путем заключения с другими субъектами лизинга обязательных и сопутствующих договоров. <BR>К обязательным договорам относится договор купли-продажи.<BR>К сопутствующим договорам относятся договор о привлечении денежных средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и др.<BR>