Исследователи взломали код русской души

Исследования Хофстеда, которые ввели для определения общества новые характеристики, относительно России полностью не раскрыты. Но даже по некоторым данным можно понять, что особый путь России заключается в том, чтобы найти баланс между собственными культу

<BR><BR>Исследования Хофстеда, которые ввели для определения общества новые характеристики, относительно России полностью не раскрыты. Но даже по некоторым данным можно понять, что особый путь России заключается в том, чтобы найти баланс между собственными культурными особенностями и развитием экономики.<BR>Социолог Грит Хофстед с 70-х годов начал массированный опрос менеджеров с целью выяснить культурные различия стран, которые, по его мнению, могли бы объяснить особенности экономического развития того или иного общества. Он исследовал анкеты 100 тысяч менеджеров около 60 стран и в итоге выделил пять критериев, характеризующих культуру, которую он определял как программу коллективного разума. Это степень индивидуализма в обществе, дистанция власти, мужественность (женственность), избегание неопределенности и долгосрочная ориентация. По этим довольно простым критериям портрет России сильно отличается от развитых европейских и азиатских стран (см. таблицу). Поэтому вполне можно предположить, что, изменив стратегию коллективного разума и достигнув ментальности, свойственной жителям экономически развитых стран, страна может приблизиться к экономическому чуду.<BR><BR><B>Душа уходит в пятки</B><BR>Предварительные социологические исследования Хофстеда, связанные с Россией 90-х годов, описывают российское общество как общество с индивидуализмом ниже среднего (индекс 39), высокой дистанцией власти (93), средней мужественности (36), высоким избеганием неопределенности (95) и запредельно низкой долговременной ориентацией (0-10%). Таким образом, российского человека можно обрисовать как статичного индивидуалиста, остающегося слепым к различиям между социальными ролями мужчин и женщин и готового смотреть в рот любому власть имущему. Индексы Хофстеда относительно стран Западной Европы дают совершенно другую картину.<BR><B>Залог здоровья</B><BR>Хофстед выявил три показателя культуры общества, которые прямо связаны с уровнем жизни: это высокая степень индивидуализма, низкая дистанция власти и долговременная ориентация.<BR>Индивидуализм подразумевает под собой минимум внешних обязательств. Главные ценности индивидуалиста связаны со свободой и семьей. Для управления поведенческой реакцией индивидуалиста используется вина, а не стыд, как в коллективистском обществе, которое проповедует равенство, а молчание даже в семье ценит больше, чем речь, нарушающую гармонию в коллективистском обществе.<BR>Индекс дистанции власти показывает, насколько в том или ином обществе власть считается заменяемой, насколько она централизована, иерархична и так далее. Исходя из теории Хофстеда, можно заметить, что уровень коррупции в странах напрямую обусловлен степенью дистанции власти: многоуровневая вертикальная система приводит к высокой коррупции и низкому уровню жизни.<BR><B>Тихо едет -- дальше будет</B><BR>Последний значимый индекс, который, как оказалось, способен компенсировать отсутствие двух первых, -- это долговременная ориентация. К примеру, если в азиатских странах наблюдается довольно низкий индекс индивидуализма в сравнении с европейскими странами и США, а дистанция власти настолько велика, что приближается к России, то трудолюбие и исконные способности к поступательной работе компенсируют это с лихвой.<BR>У России, надо заметить, где долговременная ориентация находится на сравнительно низком уровне, подобного преимущества перед европейцами пока нет. Соответственно, у российской экономики появляется даже не один, а целых три пути. Например, придумать свой критерий, который все и исправит: возможно, пресловутый эффект "авось", чуда, случайности.<BR>Второй путь -- смириться с кропотливым азиатским трудом за тарелку риса. Третий путь, связанный с взятием "четвертой высоты" власти, для ленивого индивидуалиста подходит заметно меньше.<BR>