00:0018 марта 200200:00
5просмотров
00:0018 марта 2002
Исследования Хофстеда, которые ввели для определения общества новые характеристики, относительно России полностью не раскрыты. Но даже по некоторым данным можно понять, что особый путь России заключается в том, чтобы найти баланс между собственными культу
<BR><BR>Исследования Хофстеда, которые ввели для определения общества новые характеристики, относительно России полностью не раскрыты. Но даже по некоторым данным можно понять, что особый путь России заключается в том, чтобы найти баланс между собственными культурными особенностями и развитием экономики.<BR>Социолог Грит Хофстед с 70-х годов начал массированный опрос менеджеров с целью выяснить культурные различия стран, которые, по его мнению, могли бы объяснить особенности экономического развития того или иного общества. Он исследовал анкеты 100 тысяч менеджеров около 60 стран и в итоге выделил пять критериев, характеризующих культуру, которую он определял как программу коллективного разума. Это степень индивидуализма в обществе, дистанция власти, мужественность (женственность), избегание неопределенности и долгосрочная ориентация. По этим довольно простым критериям портрет России сильно отличается от развитых европейских и азиатских стран (см. таблицу). Поэтому вполне можно предположить, что, изменив стратегию коллективного разума и достигнув ментальности, свойственной жителям экономически развитых стран, страна может приблизиться к экономическому чуду.<BR><BR><B>Душа уходит в пятки</B><BR>Предварительные социологические исследования Хофстеда, связанные с Россией 90-х годов, описывают российское общество как общество с индивидуализмом ниже среднего (индекс 39), высокой дистанцией власти (93), средней мужественности (36), высоким избеганием неопределенности (95) и запредельно низкой долговременной ориентацией (0-10%). Таким образом, российского человека можно обрисовать как статичного индивидуалиста, остающегося слепым к различиям между социальными ролями мужчин и женщин и готового смотреть в рот любому власть имущему. Индексы Хофстеда относительно стран Западной Европы дают совершенно другую картину.<BR><B>Залог здоровья</B><BR>Хофстед выявил три показателя культуры общества, которые прямо связаны с уровнем жизни: это высокая степень индивидуализма, низкая дистанция власти и долговременная ориентация.<BR>Индивидуализм подразумевает под собой минимум внешних обязательств. Главные ценности индивидуалиста связаны со свободой и семьей. Для управления поведенческой реакцией индивидуалиста используется вина, а не стыд, как в коллективистском обществе, которое проповедует равенство, а молчание даже в семье ценит больше, чем речь, нарушающую гармонию в коллективистском обществе.<BR>Индекс дистанции власти показывает, насколько в том или ином обществе власть считается заменяемой, насколько она централизована, иерархична и так далее. Исходя из теории Хофстеда, можно заметить, что уровень коррупции в странах напрямую обусловлен степенью дистанции власти: многоуровневая вертикальная система приводит к высокой коррупции и низкому уровню жизни.<BR><B>Тихо едет -- дальше будет</B><BR>Последний значимый индекс, который, как оказалось, способен компенсировать отсутствие двух первых, -- это долговременная ориентация. К примеру, если в азиатских странах наблюдается довольно низкий индекс индивидуализма в сравнении с европейскими странами и США, а дистанция власти настолько велика, что приближается к России, то трудолюбие и исконные способности к поступательной работе компенсируют это с лихвой.<BR>У России, надо заметить, где долговременная ориентация находится на сравнительно низком уровне, подобного преимущества перед европейцами пока нет. Соответственно, у российской экономики появляется даже не один, а целых три пути. Например, придумать свой критерий, который все и исправит: возможно, пресловутый эффект "авось", чуда, случайности.<BR>Второй путь -- смириться с кропотливым азиатским трудом за тарелку риса. Третий путь, связанный с взятием "четвертой высоты" власти, для ленивого индивидуалиста подходит заметно меньше.<BR>