00:0012 марта 200200:00
167просмотров
00:0012 марта 2002
Неотложность решения проблем федеральной почтовой связи в России и наличие в настоящее время относительно благоприятных экономических, политических и социальных условий определяют необходимость и возможность проведения реструктуризации организаций федерал
<BR><BR>Неотложность решения проблем федеральной почтовой связи в России и наличие в настоящее время относительно благоприятных экономических, политических и социальных условий определяют необходимость и возможность проведения реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, направленной на повышение эффективности функционирования этих организаций и использования федерального имущества.<BR><BR><B>Структура</B><BR>Для достижения поставленных целей все существующие организации федеральной почтовой связи предлагается консолидировать в одно юридическое лицо -- федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", основанное на праве хозяйственного ведения, с последующим акционированием с сохранением контроля государства (далее по тексту -- "федеральный почтовый оператор").<BR>В федеральном почтовом операторе организационно выделяются:<BR>u федеральная транспортно-сортировочная сеть;<BR>u региональная сеть доставки;<BR>u международная почта и экспресс-почта;<BR>u сеть почтовых отделений;<BR>u финансовые услуги;<BR>u городская почта на конкурентных географических рынках;<BR>u подразделения координации и поддержки.<BR>Главными задачами федеральной транспортно-сортировочной сети будут:<BR>u сокращение сроков прохождения корреспонденции; u создание и внедрение новых услуг сетевого характера в области посылочной торговли и электронной торговли.<BR>Международная почта и экспресс-почта будут отвечать за расширение диапазона услуг международной почтовой и экспресс-почтовой связи, развитие хозяйственных отношений с почтовыми, экспресс-почтовыми операторами зарубежных стран.<BR>Сеть почтовых отделений будет отвечать за преобразование существующих почтовых отделений в высокоэффективную розничную сеть по продаже широкого спектра почтовых и финансовых услуг, за повышение качества обслуживания в отделениях и за функционирование почтовой связи в сельской местности.<BR>Структурная единица "Финансовые услуги" будет отвечать за расширение диапазона и стандартизацию финансовых услуг, развитие отношений с кредитными и некредитными финансовыми учреждениями в области реализации их услуг через сеть почтовых отделений. Настоящая концепция предусматривает сохранение сети отделений почтовой связи, необходимой для обеспечения доступности универсальных услуг.<BR>Федеральному почтовому оператору необходимо будет получить соответствующую лицензию, при этом структурные подразделения предприятия будут осуществлять лицензируемые виды деятельности в соответствии с действующим законодательством.<BR><BR><B>Этапы реструктуризации</B><BR>Реструктуризация организаций федеральной почтовой связи может быть проведена в три этапа. Учитывая масштабность преобразований, при условии обеспечения высоких темпов их проведения процесс реструктуризации может быть завершен в течение 3,5-4 лет.<BR><BR><B>Подготовка</B><BR>В рамках первого (подготовительного) этапа, продолжительность которого составит 6 месяцев, будут осуществлены следующие основные мероприятия:<BR>u в установленном порядке учреждается ФГУП "Почта России";<BR>u разрабатываются и реализуются хозяйственные, технологические и управленческие схемы взаимодействия федерального почтового оператора с организациями федеральной почтовой связи на переходном этапе;<BR>u определяются способы, планируется последовательность и сроки передачи функций, имущества и перевода персонала во ФГУП "Почта России" с последующим упразднением организаций федеральной почтовой связи;<BR>u осуществляется планирование долгосрочных социально значимых программ занятости, взаимодействия с регионами и других;<BR>u разрабатывается и утверждается в установленном порядке инвестиционная программа федерального почтового оператора.<BR>На подготовительном этапе также разрабатывается и представляется в Правительство РФ программа реформирования рынка услуг почтовой связи. В программе должна быть учтена необходимость соответствующей корректировки в принципах и методах лицензирования и государственного регулирования на рынке услуг почтовой связи.<BR><BR><B>Переход</B><BR>Второй (переходный) этап реструктуризации займет до 18 месяцев и будет посвящен решению следующих задач:<BR>u передача функций, имущества и перевод персонала во ФГУП "Почта России" из действующих в настоящее время организаций федеральной почтовой связи с их последующим упразднением;<BR>u лицензирование деятельности федерального почтового оператора в соответствии с действующим законодательством;<BR>u настройка управления деятельностью ФГУП "Почта России";<BR>u решение имущественных вопросов в отношении федерального имущества, реструктуризация внешней кредиторской и дебиторской задолженности ФГУП "Почта России".<BR><B>Заключение</B><BR>На третьем (заключительном) этапе реструктуризации будут решены следующие основные задачи:<BR>u акционирование федерального почтового оператора с сохранением контроля государства;<BR>u завершение разделения функций федеральных органов исполнительной власти и ОАО "Почта России";<BR>u расширение инвестиционной программы ОАО "Почта России" с учетом его новой организационно-правовой формы.<BR>Окончание заключительного этапа реструктуризации организаций федеральной почтовой связи должно быть согласовано по времени с окончанием процесса реформирования рынка услуг почтовой связи и реализацией изменений нормативно-правовой базы в области почтовой связи.<BR><BR><B>Ожидаемые результаты</B><BR>Размеры упущенной выгоды (недополученных доходов) при существующей системе организации федеральной почты показывают реальный внутренний потенциал в стоимостном выражении.<BR>Вследствие недобросовестной внутренней конкуренции, внутренних неплатежей по взаиморасчетам, непроизводительных затрат, недостаточного контроля тарификации, слабого маркетинга, локального и фрагментарного внедрения новых сетевых почтовых услуг, высокой дебиторской задолженности внешних организаций и ведомств, устанавливающих льготы и (или) преимущества по оплате услуг почтовой связи в соответствии с законодательством РФ, организации федеральной почтовой связи в 2000 году недополучили доходов на сумму 3 млрд рублей, что составляет более 20% реализационных доходов того же года. Обладание уникальной сетевой инфраструктурой, охватывающей большинство населенных пунктов России, дает сети федеральной почтовой связи огромное конкурентное преимущество в масштабах деятельности, дополняемое размерами неудовлетворенного спроса пользователей на дешевые услуги с высоким качеством.<BR>При наличии достаточной платежеспособности и соответствии спросу соотношения цена/качество возможно в 1,6-2,2 раза увеличить объем потребления почтовых услуг и в 3 раза увеличить уровень расходов на их приобретение. Потенциал спроса на услуги почтовой связи подтверждается вариацией душевых уровней потребления в регионах с близкими экономическими, географическими и демографическими условиями: по письменной корреспонденции -- от 5,3 до 12, по посылкам -- от 0,04 до 0,17 и по печатным изданиям -- от 6,1 до 26 единиц на человека.<BR>Для оценки результатов реструктуризации организаций федеральной почтовой связи был произведен прогнозный расчет экономических и качественных показателей по трем сценариям.<BR><BR>Сценарий I<BR>Сохранение существующей организационно-правовой структуры федеральной почты.<BR>В данном сценарии учтены существующие темпы роста традиционных услуг почтовой связи, рост тарифов в пределах инфляции, опережение издержек производства над выручкой от реализации услуг и сохранение убыточности 25% организаций федеральной почтовой связи.<BR>Более половины организаций федеральной почтовой связи находятся в кризисном финансовом состоянии, когда источников собственных средств не хватает на покрытие даже внеоборотных активов, и эта негативная тенденция сохраняется (невозможность погашения долгов, отвлечение средств на покрытие дебиторской задолженности, значительная часть оборотных средств направляется на реализацию нетрадиционных услуг, а не на оказание почтовых услуг).<BR>Сценарий II<BR>Реструктуризация организаций федеральной почтовой связи с учетом консервативного прогноза развития внешних факторов и полной реализации внутрипроизводственных преимуществ новой организации.<BR>Максимизация использования сетевого ресурса федеральной почтовой связи на основе инструментов корпоративного управления, единой технологической и тарифной политики, ужесточения финансового и эксплуатационного контроля и собственных источников развития позволит увеличить доходы (выручку) от реализации услуг в 2,5 раза при замедлении темпов роста издержек производства (в 2,4 раза), незначительном росте численности работников (на 1,5%), увеличении почти вдвое стоимости основных средств, в 2,5 раза заработной платы и достижении 15% уровня рентабельности.<BR>В данном сценарии предусматривается увеличение объемов оказания услуг в 1,5 раза за счет развития новых сетевых услуг на всей территории страны и роста тарифов, основанных на экономически обоснованных затратах, привлечения дополнительных производственных и трудовых ресурсов.<BR>Сценарий III<BR>Реструктуризация организаций федеральной почтовой связи с учетом экспертной оценки последствий реформирования рынка услуг почтовой связи.<BR>Централизация управления федеральной почтовой связью по всем аспектам производственной и финансовой деятельности позволит расширить спектр высококачественных услуг в стандартном их пакете, увеличить их объем в 2,2 раза и привести соотношение цена / качество в соответствие со спросом, что обеспечит опережение роста выручки от реализации услуг (в 3,3 раза) над издержками производства (в 2,6 раза).<BR>Интеграция возможностей общекорпоративного управления федеральной почтой с совершенствованием почтового рынка обуславливает более высокие темпы роста экономических показателей:<BR>u достижение 32% уровня рентабельности, сокращение скорости пересылки письменной корреспонденции, посылок и почтовых переводов почти в 2 раза, существенное повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости федеральной почты.<BR>Такой уровень рентабельности производства услуг почтовой связи является признаком экономического здоровья и создает финансовую базу осуществления расширенного воспроизводства основных средств, мотивации труда почтовых работников и дальнейшего развития федеральной почтовой связи.<BR>Ожидается, что в процессе реструктуризации государственной почты и последующего реформирования рынка услуг почтовой связи доля негосударственных почтовых операторов на ныне неконкурентном сегменте увеличится с 15,2 до 25%, при этом доля федеральной почты на конкурентном сегменте увеличится с 27,5 до 40%.<BR>Исходя из анализа предложенных сценариев следует, что наиболее оптимальной является реструктуризация организаций федеральной почтовой связи по третьему сценарию.<BR>Централизация управления в рамках федерального почтового оператора, реализация скоординированной тарифной и технологической политики, укрепление дисциплины внутренних платежей, контроля тарификации услуг, устранение непроизводительных потерь разобщенной деятельности региональных организаций позволяют получить приемлемый для устойчивого развития уровень рентабельности.<BR>Внедрение стандартного пакета сетевых услуг с разным уровнем потребительской ценности в масштабах страны дает возможность дополнить эффективность функционирования и использования федерального имущества синергетическим эффектом более полного использования сетевого ресурса федеральной почты.<BR>Реформирование рынка услуг почтовой связи, в свою очередь, приведет к выравниванию позиций федерального и негосударственных операторов на этом рынке: рынок станет конкурентным, а предложение на рынке будет лучше сбалансировано, с точки зрения потребностей населения и бизнеса в услугах.<BR><BR>Региональная сеть доставки будет обеспечивать сбор и доставку почты от и до сортировочных центров федеральной транспортно-сортировочной сети, осуществляя функцию так называемой "последней мили".<BR>Настоящая концепция не предусматривает изменение порядка лицензирования, сертификации и регулирования деятельности на рынке услуг почтовой связи и не ведет к ограничению конкуренции.<BR>В рамках переходного этапа также начинается реализация программы реформирования рынка услуг почтовой связи. Для акционирования федерального почтового оператора и поддержки процесса реформирования потребуется внести соответствующие изменения в нормативно-правовую базу, в первую очередь в федеральный Закон "О почтовой связи".<BR>Анализ спроса на услуги почтовой связи показывает, что внешние экономические факторы снижают спрос населения на 31%, делового сектора -- на 27%, внутрипроизводственные факторы (низкая скорость пересылки, нарушение гарантии сохранности, недостаточный технологический уровень производства) снижают спрос населения на 27%, делового сектора -- на 21%.<BR>Результаты функционирования существующей организационной структуры федеральной почтовой связи показывают, что административный ресурс управления разобщенными предприятиями в лучшем случае сможет обеспечить существующее качество услуг и рентабельность производства в пределах 3-4%.<BR>Создание единого федерального почтового оператора позволит существенно повысить финансовую устойчивость за счет реструктуризации внутренних и внешних долгов, концентрации свободных средств на приоритетных направлениях технической модернизации, оказания новых сетевых услуг почтовой связи и сокращения непроизводительных затрат прочих видов деятельности.<BR>Высокий уровень качества услуг почтовой связи при приемлемых для большей части потребителей тарифов позволит федеральной почтовой связи изменить конъюнктуру рынка услуг почтовой связи и увеличить долю федеральной почты на конкурентном его сегменте.<BR><B>По материалам</B><BR><B>Правительства РФ</B><BR>