Первые таксометры будоражили умы петербургских извозчиков

Ровно 116 лет назад, в 1886 году, петербургские извозчики превратились в таксистов, и не потому, что пересели с конных экипажей на автомобили, а потому, что стали применять таксометры.

<BR><BR>Ровно 116 лет назад, в 1886 году, петербургские извозчики превратились в таксистов, и не потому, что пересели с конных экипажей на автомобили, а потому, что стали применять таксометры.<BR><BR>Тогда, как и сегодня, сами извозчики к счетным машинам отнеслись, мягко говоря, с прохладцей.<BR>Первые же таксометры были исследованы новоявленными "таксистами", а вернее, "водителями кобылы" на возможность подтасовки фактов и цифр. Оказалось, что новая техника вполне поддается нехитрым манипуляциям, так как не работает автономно. Извозчики, чьи экипажи были оснащены таксометрами, могли спокойно вмешиваться в работу этих аппаратов и обманывать как своего седока, так и хозяина.<BR><BR><B>Зачем это нужно</B><BR>Необходимость введения объективного способа расчета платы за проезд была осознана предпринимателями и городскими властями после нескольких лет обсуждения этой темы на страницах петербургских газет. С 1880 по 1890 год журналисты то и дело рассказывали о случаях отвратительного поведения извозчиков и даже о судебных разбирательствах с ними.<BR>В те времена жителей столицы обслуживала целая армия извозчиков. По данным "Петербургской газеты" от 3 июня 1889 года, ее численность колебалась от 13 до 15 тысяч человек. Петербургские ваньки, как называли извозчиков, представляли невероятно разношерстную смесь различных слоев населения. Были среди них и обедневшие дворяне, и отбывшие тюремное наказание преступники. Ядро составляли приехавшие на заработки крестьяне, вся жизнь которых была неразрывно связана с лошадьми. Их нахальство, невероятная грубость и самая отборная ругань даже вошли в историю России в виде поговорки: ругается как извозчик, -- которую, кстати, можно услышать и в наше время.<BR>Газеты писали, что каждого желающего прокатиться на извозчике почти всегда ожидало испорченное вконец настроение и даже нервное расстройство от бессмысленного и бесконечного торга об оплате проезда. Иногда седокам (так называли пассажиров), чтобы избежать грубого оскорбления, приходилось скрепя сердце безбожно переплачивать. Бывало и наоборот: извозчик в случае длительного простоя вынужден был везти "барина" за весьма низкую плату, проклиная все и всех на свете. Эти недоразумения иной раз заканчивались вмешательством полицейского, а то и судебным разбирательством. Так, газеты 80-х годов XIX столетия сообщали о рассмотрении пяти дел у мирового судьи 4-го участка города по обвинению извозчиков в необоснованно высоких претензиях к плате за проезд. "Таксисты" даже были приговорены к разным, хотя и небольшим, срокам ареста.<BR>Бесконечные изнуряющие скандалы происходили также между извозчиками и их хозяевами. Принцип таксомоторного, тогда еще лошадиного бизнеса был абсолютно идентичен тому, что существует сейчас. Хозяин требовал с извозчика заранее оговоренную сумму в день. А остальное "водитель" брал себе. Правда, для выполнения плана извозчику нередко приходилось доставать деньги из собственного кармана.<BR><BR><B>Нормо-плата</B><BR>Все эти недоразумения неизбежно привели городские власти к мысли о необходимости нормирования платы за проезд, то есть к установлению таксы за услуги извозчиков. Например, предлагались следующие тарифы: днем час обслуживания стоил 75 копеек, ночью -- 60 копеек, ожидание седока -- 40 копеек.<BR>Такая тарифная сетка могла бы урегулировать отношения. Однако оплата по времени требовала наличия часов у извозчика и пассажира, что в то время было практически невыполнимо. Поэтому-то и встала необходимость использования специальных аппаратов, которые считали бы плату за проезд. Принцип расчета по времени поездки использовался во многих первых таксометрах.<BR>Например, 3 декабря 1888 года газета "Новое время" рассказывала о таксометре господина Кацкого. Говорилось, в частности, что в нем устранены все недостатки предыдущих приборов. Например, отсчитывать время поездки он начинал только после того, как пассажир, сев в экипаж, замкнет электрический контакт, расположенный в сиденье. В зависимости от времени суток и от времени поездки аппарат показывал на щитке плату за услуги в рублях и копейках. Таксометр Кацкого рекламировали также для применения в санях. "Компания, принимающая на себя эксплуатацию нового изобретения русского инженера, предлагает отдать таксометр извозчикам напрокат за недорогую месячную плату" -- значилось также в рекламном объявлении.<BR>27 августа 1889 года городские газеты рассказывали о предприимчивом американце, который предложил петербургским извозопромышленникам создать акционерное общество, а затем, получив разрешение городской Думы, монополизировать легковой извоз в городе.<BR>При этом предприниматель обещал создать парк городских экипажей по типу парижских фиакров. Он также предложил выдавать извозчикам вместо жалованья 15% от ежедневной выручки, определенной таксометром, а в качестве компенсации кормить их бесплатно в течение дня в специальных харчевнях, но без водки.<BR>Однако предложение не получило развития. Газеты писали, что российские извозчики, привыкшие "торговаться с седоками до хрипоты и пить водку до дурноты", никогда не пойдут на такие условия. Кроме того, экипажи с таксометрами так и не получили развития в России. Счетные аппараты в извозном бизнесе стали более-менее привычным оборудованием только после появления автомобильных такси.