00:0004 марта 200200:00
42просмотров
00:0004 марта 2002
"Десять стульев из дворца. Ореховые. Эпохи Александра Второго. В полном порядке. Работы мебельной мастерской Гамбса... Десять стульев ореховых. 80 рублей" -- как известно, именно так проводились аукционы во времена Ильфа и Петрова.
<BR><BR>"Десять стульев из дворца. Ореховые. Эпохи Александра Второго. В полном порядке. Работы мебельной мастерской Гамбса... Десять стульев ореховых. 80 рублей" -- как известно, именно так проводились аукционы во времена Ильфа и Петрова.<BR><BR>На нынешних торгах и цены повыше, и порядка побольше, хотя суть от этого не изменилась. В современной России настоящих аукционов -- с именем, залом, каталогом и прочими сопутствующими вещами всего два, один из них -- "Конрос" в Петербурге. Второй в Москве -- "Гелос". Это самый старый российский аукционный дом, он открылся еще в 1988 году. Существуют и Интернет-аукционы, которые занимаются продажей всего: от принтера до редкой монеты. Зачастую их проводят существующие в реальном пространстве аукционные дома.<BR>Сферы деятельности между "Гелосом" и "Конросом" поделены. Первый дом занимается в основном антиквариатом. Второй сделал ставку на коллекционные вещи -- марки, монеты, боны, ордена и медали. Правда, в последнее время каждая компания начала проводить и "конкурентные" аукционы, то есть "Гелос" занялся нумизматикой, а "Конрос" -- старинными вещами.<BR>Данные о совокупном количестве торгов, проводимых российскими аукционными домами, противоречивы: от 150 до 400 в год. Правда, в последнюю цифру верится с трудом. В принципе, каждый дом проводит большие плановые, ежемесячные, ежеквартальные аукционы. Кроме того, в год проходит энное количество заочных и Интернет-торгов. Оборот крупного аукциона, на котором выставляется более 300 лотов, может составить $30-50 тысяч и более, небольшого -- $3-5 тысяч. В "фонд" аукционного дома поступает 10-15% от суммы, полученной в ходе торгов.<BR><BR><B>Это возрастное</B><BR>В принципе, аукционный бизнес -- дело перспективное. Но чтобы оно стало экономически выгодным и прибыльным, по словам участников рынка, должно пройти как минимум лет 10. "На первое время владельцам аукционных домов нужны довольно большие средства. Плюс вера в светлое будущее и постоянное стремление "открывать" интересные, редкие вещи -- монеты, боны и прочее", -- считает Ян Януш, директор магазина "Нумизматика -- Фалеристика", специалист в антикварном бизнесе.<BR>Время "становления" необходимо, потому что аукционы "без имени" люди практически не посещают, причем как потенциальные покупатели, так и потенциальные сдатчики. А если заходят, то лишь в качестве наблюдателя. Тем не менее каждый раз аукционный дом выпускает дорогой каталог с перечнем лотов и их описанием. Затрат требуют реклама и работа экспертов.<BR>"Когда мы только открылись -- в 1999 году, у меня была возможность содержать аукционный дом. Слава Богу, эта возможность есть и сейчас. Думаю, это занятие можно будет назвать бизнесом только года через 1,5. Сейчас, несмотря на то что на аукционах уходит до 90% представленных лотов, большими прибылями мы похвастаться не можем", -- рассказывает председатель совета директоров ЗАО "Конрос" Владимир Семенов. По словам директора аукционного дома "Гелос" Олега Игнатова, их дом начал приносить прибыль по прошествии 3 лет существования.<BR>По словам Владимира Семенова, поначалу созданному аукционному дому было очень тяжело. "На первых торгах продавалось только 10-15% выставленных предметов. Основная причина -- недоверчивость людей, которым кажется, что их обязательно обманут", -- рассказывает аукционист.<BR>Все выставляемые вещи описываются в аукционных каталогах, а это уже свидетельство того, что предмет соответствует указанной атрибуции. К тому же предметы проходят тщательную экспертизу. Гарантией подлинности является то, что в случае обнаружения какого-либо несоответствия каждый уважающий себя аукционный дом возмещает стоимость приобретения.<BR>"Переломным был восьмой аукцион, когда было продано 90% выставленных лотов. Тогда, помню, я на радостях даже сплясал. Теперь у нас на больших торгах стабильно присутствует 30-60 человек. Кроме того, есть возможность заочного участия, и бывает так, что еще до начала "очного" аукциона большая часть предметов продана. Приобретают в основном москвичи и люди из нефтяных сибирских краев", -- делится Владимир Семенов.<BR><BR><B>Марки, деньги, два стола</B><BR>Считается, что антикварные аукционы гораздо выгоднее коллекционных, так как предметы старины интересуют многих. "Был у нас однажды случай, когда на аукцион выставили шаль. Предположительно -- рубеж XVIII-XIX веков, предположительно -- Россия. Яркая, 2х2, с восточным орнаментом, монограммами, вышитыми в четырех углах. Стартовая цена -- $100. Торговались две пары -- русская и азиатская. Видимо, женам приглянулась эта вещичка. В итоге стоимость возросла в 40 раз", -- вспоминает Олег Игнатов.<BR>Из коллекционных торгов наиболее прибыльными считаются нумизматические. В Петербурге примерно 3-5 тысяч людей, более или менее серьезно занимающихся коллекционными предметами. Среди них довольно много филателистов и нумизматов. Нумизматикой заниматься гораздо выгоднее. Для сравнения: самая дорогая отечественная марка оценивается в $5-6 тысяч. А, например, рубль 1845 года на одном из аукционов США в 2000 году был продан за $147,5 тысячи. Правда, серьезных нумизматов в Петербурге всего несколько десятков. Наиболее полная коллекция оценивается примерно в $1,5 млн.<BR>Владимир Семенов тоже коллекционирует монеты. Собственную коллекцию он хранит в недрах офиса своей компании и старается не распродавать. "Хотя на первый наш аукцион в 1999 году я выставил одну из своих любимых монет -- рубль Петра III. В свое время купил его за $1200 и поэтому был уверен, что ее никто не купит. Эта потрясающая монета с красивым прочеканом прекрасно сохранилась. Но, увы, на аукционе она ушла за $2800", -- грустит Владимир Семенов.<BR><BR><B>Откуда что берется</B><BR>Как правило, на аукцион выставляются предметы, полученные "от населения". Это могут быть коллекционеры, их родственники, так называемые "черные археологи" и даже случайные люди, которые просто обнаружили клад. "За последние 3 года я слышал о 10 кладах, которые были найдены на территории России. В основном находки представляли собой медные 5-копеечные монеты екатерининских времен. Рыночная цена за подобную денежку -- $2-3, в хорошем состоянии она может уйти за $30. Но бывают клады абсолютно другого уровня. Например, на Украине находили монеты времен Владимира и Святополка. Это уже не столько монеты, сколько национальное достояние", -- рассказывает Владимир Семенов.<BR>"В самом начале деятельности "Гелоса" мы столкнулись с проблемой: потенциальных сдатчиков было очень сложно убедить в том, что самая оптимальная форма продажи предметов -- аукцион. Это исключает долгую экспертизу и ожидание, когда же вещь будет продана", -- объясняет Олег Игнатов.<BR>По словам профессионалов, довольно много отечественных предметов ходит на многочисленных западных аукционах. Причем там они примерно на 20% дешевле, чем могли бы стоить на аукционе отечественном. Кроме того, в отличие от российских аукционных домов, западные берут комиссионные от 20% плюс налог с продаж.<BR>Но если из-за границы привезти "культурную ценность" можно без особых проблем, то из России редкую отечественную монету или медаль вывозят в основном контрабандно. "В силу вступает Закон о культурных ценностях, причем единственное определение этой самой ценности -- "предмет старше 50 лет", -- комментирует Владимир Семенов. "Отсутствие определенного и ясного закона мешает обмену культурными ценностями между разными странами", -- вторит ему Олег Игнатов.<BR><B>Справка</B><BR>Во всем мире насчитывается около 400 аукционных домов. Только 52 из них занимаются русскими предметами коллекционирования: монетами, медалями, орденами, бонами и т.д. Оборот заграничных аукционных домов, особенно известнейших и старейших, определяется сотнями миллионов долларов. При том, что на них продается лишь 70-80% выставленных предметов.<BR><BR><BR>